Свет клином сошелся на годе 2020-м. Мифотворчество бурно развивается: кроме всеобщей «Стратегии 2020», есть еще всякие отраслевые стратегии помельче, типа «ФАРМА 2020», “БИО 2020” и так далее. Возвращаясь к нашим баранам, нельзя не вспомнить программу «Самолет 2020» с ориентировочным бюджетом в 700 млрд. руб., принятие которой сильно затянулось, и “Вертолет 2020” (“Перспективные высокоскоростные вертолеты”). Теперь узнаем еще о программе «Двигатель 2020». Её еще называют программой “Двигатель 2030” (наверно в шутку). Светлое будущее…
ОАО «Кузнецов» (г. Самара) в поисках своего места в светлом будущем, по программе “Развитие авиационной промышленности” Российской федерации («Двигатель 2020») в инициативном порядке ведет поисковые работы и выбор конструктивного облика перспективного газотурбинного двигателя тягой 30-32 тс, получившего наименование ПД-30. Двигатель прочат для установки на новые пассажирские и транспортные самолеты, прорабатываемые по программе «Самолет 2020», а также для применения на новом тяжелом дальнем транспортном самолете – модификации Ан-124 (Ан-124–300).
Двигателя такого класса тяги в России нет, но определенная потребность существует. Здесь стоит вспомнить, что еще в 90–х годах в СНТК им. Н. Д. Кузнецова велось проектирование двигателя НК–44 с тягой более 40 тс. Тогда, тяжелая экономическая ситуация не позволила довести данный проект до конца. Пару лет назад сообщалось о «втором подходе» к данной теме – начале работ в направлении создания базового двигателя НК-65 с тягой 18…30 тс. Признавалось, что проектирование нового двигателя с чистого листа потребует много времени и колоссальных вложений. Ставка делалась на использование имеющихся заделов (на основе газогенератора двигателя НК-32 и опыта работ по многострадальному НК-93) с применением новых технологий, материалов и системы пространственного проектирования (3D).
Сегодня разработчики делают «третий подход» к проблеме. По словам генерального конструктора ОАО «Кузнецов» Дмитрия Федорченко, предлагаемый проект «Перспективный Двигатель – 30» (ПД–30) есть все тот же НК–65 на новом уровне развития. При создании ПД-30 не ставится сверхамбициозных задач: меньше нововведений — больше вероятность реализации. Двигатель ПД-30 должен получить лишь «современные» характеристики, на уровне с зарубежными аналогами, такими как: Rolls-Royce Trent 500/600/700/900/1000 и RB211.524L / RB211.524H, General Electric GEnx и CF6–80E1 / CF6–80C2, General Electric / Pratt & Whitney GP7270, Pratt & Whitney PW4460 / PW4160 и запорожским Д-18Т серии 5.
С целью снижения рисков, удешевления НИОКР и сокращения сроков разработки, а также оптимизации процесса серийного производства предполагается прибегнуть к имеющемуся научно-техническому заделу ОАО «Кузнецов» по редукторам и малоэмиссионной камере сгорания и взять за основу модифицированный базовый газогенератор серийного двигателя НК-32. Известно, что сейчас ведется восстановление производства НК–32 в интересах МО РФ (или уже выпущено около 40 ед.). Но планируемые объемы выпуска невелики, и использование газогенератора этого двигателя для других проектов, таких как ПД–30, было бы оправданным. «Двигатель ПД-30 будет иметь двухконтурную схему с редуктором и раздельным выхлопом в контурах. Модификация газогенератора НК-32 должна идти в направлении обеспечения заявленных параметров со значительным повышением газодинамических характеристик лопаточных узлов. – сказал Дмитрий Федорченко. – При этом заново проектируются турбина и компрессор низкого давления, редуктор, однорядный вентилятор, система управления, контроля и диагностики«.
К сожалению, ПД–30 – достаточно далекая перспектива, будущее двигателя в финансовом и техническом планах пока призрачно. Федорченко в ходе выставки «Двигатели-2012» предположил, что такой двигатель при использовании имеющихся заделов и надлежащем финансировании можно создать за 4…5 лет. Пока же работы идут в поисковом режиме. Тем не менее в ОАО «Кузнецов» надеются на заинтересованность государства, возможность начала полномасштабного проектирования и создание демонстрационного образца двигателя.
В ходе проектирования планируется использовать опыт, получаемый при разработке другого двигателя – ПД–14. Это касается, в частности, наработок по широкохордным лопаткам, создание которых ведет ОАО «УМПО». На этапе подготовки и ведения производства могут быть привлечены для кооперации такие предприятия, как ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», ОАО «УМПО», «Редуктор» и ОАО «НПП «Темп» им. Ф.Короткова».
Будем ждать развития событий.
(по мотивам материалов выставки «Двигатели 2012»)
Придержал я материал, а зря — Карнозов отписался вперед меня )))
http://www.ainonline.com/aviation-news/ain-defense-perspective/2012-05-04/new-russian-geared-turbofan-could-re-engine-ruslan
А Козлов тупо выложил стенограмму доклада…
http://www.aviaport.ru/news/2012/05/05/234014.html
В ноябре 2011 года была почти такая же картинка НК-65 — http://s53.radikal.ru/i142/1006/98/0e4124608734.jpg