ROTAXозамещение

Часть 1. Завод «Агат» – лидер зарождающейся отрасли

Летом на МАКС-2015 в экспозиции ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат» (ОАО «ГМЗ «Агат», Ярославская область г.Гаврилов-Ям) впервые широкой публике была представлена линейка новых отечественных авиационных поршневых двигателей (АПД). Стало ясно, что в скором времени удастся сдвинуться с мертвой точки по этой тематике…

До недавнего времени в России практически полностью отсутствовало промышленное производство поршневых авиадвигателей (АПД, ДВС) для легких самолетов, вертолетов, БЛА и мотопланеров. Фактически, отечественные моторы, эксплуатируемые до сих пор, представлены лишь моделью М-14 разных модификаций (вторичный рынок), серийное производство которой прекращено еще в 1994 г. (не считая выпуска единичных экземпляров модифицированных вариантов М-14Х, М9Ф, М9ФС на «Воронежском механическом заводе» в начале 2000-х гг.).

Поскольку отрасль СЛА и БЛА более-менее развивалась, то в условиях отсутствия отечественных моторов приходилось закупать и применять АПД зарубежного производства. Для примера можно назвать лишь несколько иностранных двигателей, устанавливаемых на отечественных моделях беспилотников: на «Гранат-4»/»Рубеж-20» применен ДВС фирмы MVVS (скорее всего тип MVVS 58P), на ZALA 421-20 – Limbach L550E, на «Гранат-2» – Saito FG-17, на «Птеро-СМ» – Saito FG-36, на «Птеро-G0» – Saito FG-40, на «Луче» (разработан на базе самолета «Сигма-5») – ROTAX-914 и т.д.

В целях импортозамещения в сфере АПД несколько лет назад перед рядом отечественных научных, конструкторских и производственных организаций ставилась задача проведения НИОКР по перспективным поршневым авиадвигателям, в т.ч. в интересах МО РФ. Для крупных двигателестроительных предприятий и ОКБ поршневые двигатели были и остаются «ширпотребом» и «большой головной болью». Российский и мировой опыт показывает, что создание и выпуск АПД эффективнее разворачивать на небольших специализированных предприятиях. В итоге, сегодня в России в данной сфере формируется именно такая новая кооперация вне структуры АО «ОДК».

Проектирование бензиновых двигателей в ОАО ГМЗ “Агат” вели с 2010 г. в инициативном порядке. В 2013 г. заводу было поручено выполнение Госзаказа по созданию в кооперации авиационных двигателей в сжатые сроки и подготовке их к серийному производству. В настоящее время ОАО «ГМЗ «Агат» становится головным предприятием в России по выпуску АПД.

На МАКСе предприятие представило два «бензинника» – «Агат-Б1» (ПД-1400) и «Агат-Б» (АПД-110/120). Они предназначены для оснащения различных легких самолетов и, создаваемых в настоящее время, перспективных БЛА самолетной схемы. Двигатели рассматриваются в качестве замены на российском рынке распространенных зарубежных образцов типа ROTAX 912, ROTAX 914, UEL AR 68-1000 и т.д.

АПД-110/120 (справа) и дизель АПД-250/300
АПД-110/120 (справа)
ПД-1400
ПД-1400

Стоит отметить, что создание поршневого оппозитного четырехтактного четырехцилиндрового двигателя-демонстратора воздушного охлаждения ПД-1400 идет в широкой кооперации с привлечением «научной школы»: прежде всего, во взаимодействии с ЦИАМ им. Баранова, кроме того, в проектировании и отработке участвовали НТЦ «ГРАТ» и НАМИ. При этом ОАО «ГМЗ «Агат», как головной по данному двигателю, выступил в роли соразработчика, производителя основных деталей.

Двигатель ПД-1400 снабжен искровым зажиганием и распределенным впрыском топлива с электронным управлением, а также интегрированным понижающим редуктором, масляной системой с «сухим» картером и внешним маслобаком. ПД-1400 («Агат-Б1») имеет рабочий объем около 1,4 л., его масса – 69,5 (сухая), максимальная мощность – 90 л.с., расход топлива на крейсерском режиме –  210 г/л.с*ч. В период 2014-2015 гг. проводился комплекс различных испытаний двигателя-демонстратора ПД-1400, построены опытные образцы. В настоящее время двигатель подтвердил при стендовых испытаниях основные заявленные параметры, ведутся стендовые отработки и доводочные работы. Однако до завершения НИРовских работ еще далеко… В ЦИАМе считают, что ПД-1400 («Агат-Б1») сможет стать базовой моделью целого семейства авиационных четырехтактных оппозитных поршневых двигателей воздушного охлаждения с непосредственным впрыском топлива, среди которых планируется выпускать АПД в диапазоне мощностей примерно от 50 до 125 л.с. Так, сообщалось, что существует проект АПД-700 – «половинного» ПД-1400 с мощностью 40…45 л.с. Такой двигатель в виде демонстратора испытывался на стенде и показал характеристики, аналогичные базовому двигателю HKS 700E (Япония), однако с 2012 г. про него ничего нового не известно.

Второй представленный мотор – АПД-110/120 («Агат-Б»), рассчитанный на 120 л.с. Это оппозитный четырехцилиндровый двигатель с комбинированным охлаждением (жидкостное – для головок цилиндра, воздушное – для рубашек цилиндра), имеет искровое зажигание и распределенный впрыск топлива с электронным управлением, оснащен турбокомпрессором и понижающим редуктором. Его разработку ведет коллектив Инженерного центра «Итлан» (ООО «Итлан», Рыбинск, Ярославская область), который был организован в 2000 г. группой специалистов Рыбинского конструкторского бюро моторостроения, в тесной кооперации с производственниками ОАО «ГМЗ «Агат». До этого, «Итлановцы» во главе с Михаилом Корюковым успешно участвовали в выпуске конструкторской документации на доработку (…) одного зарубежного четырехтактного двигателя и лишь потом, начиная с 2013 г., в рамках ОКР включились в работы по новому АПД-110/120 для БЛА. Также, как и «циамовский» ПД-1400, он снабжен масляной системой с «сухим» картером и внешним маслобаком. Рабочий объем двигателя – около 1,7 л., масса (сухого) – 92 кг, максимальная мощность (взлетная) – 120 л.с., номинальная мощность – 110 л.с., мощность в режиме горизонтального полета – 70-90 л.с., максимальный расход топлива на крейсерском режиме – 210 г/л.с*ч.

Несмотря на то, что работы по этому ДВС начаты позже, чем по «циамовскому» ПД-1400, мотор считаются более приоритетным для заказчика и готовится к серии ускоренными темпами. По данным форума Ассоциация Экспериментальной Авиации (инсайдер из ГМЗ), двигатель сейчас (на конец 2015 г.) в стадии стендовых испытаний, полным ходом идет подготовка серийного выпуска к 2017 г.

​В рамках «Дня инноваций министерства обороны РФ», прошедшем в КВЦ «Патриот», в экспозиции АО «Объединенной приборостроительной корпорации» был продемонстрирован недавно разработанный и проходящий испытания поршневой двигатель АПД-500 (АПД-45). Двигатель представляет собой двухтактный бензиновый двухцилиндровый ДВС с воздушным охлаждением и горизонтальным оппозитным расположением цилиндров. Он создан в инициативном порядке Инженерным центром «Итлан» в качестве возможной альтернативы АПД иностранного производства. Внешне и компоновочно АПД-500 сравним с итальянским Zanzottera 498, который применяется, в частности, на БЛА Aeronautics Aerostar, но существенно мощнее него и больше по размерам. «Итлановский» ДВС снабжен системой впрыска топлива, встроенным стартер-генератором и дублированной электронной системой управления. Плазменная система зажигания разработана в ОАО «ОКБ – Планета», блок регулирования напряжения – в АО «КБ «Луч». Двигатель имеет систему ограничения вибраций, температуры и давления.

АПД-500
АПД-500

По словам Генерального директора «Итлан» Михаила Корюкова, «двигатель пока что существует в виде демонстратора, поэтому некоторые агрегаты представляют собой опытные образцы. Часть заданных параметров двигателя только предстоит достичь: в частности, пока еще не оптимален расход топлива». Согласно рекламным данным, рабочий объем АПД-500 составляет 496 см3, мощность на валу (на высоте Н = 0 м, MCA) – 42 кВт (около 57 л.с.), высота применения – до 6200 м. Габариты двигателя: длина – 790 мм, ширина – 570 мм, высота – 440 мм. Масса – 29 кг. Разработчики считают, что АПД-500 будет существенно выигрывать по стоимости в сравнении с зарубежными аналогами.

Двигатель предназначен, как сообщалось на выставке в Кубинке, для БЛА малой дальности самолетной схемы. По данным информационного агентства «РБК», этим двигателем может оснащаться новый беспилотник «Корсар». В случае, если по программе импортозамещения будет открыта ОКР, двигатель на базе демонстратора может быть создан в короткие сроки, его производство при условии должного финансирования и готовности БЛА планируется развернуть к концу 2017 г.

В Российской Федерации двигатели серии ROTAX 912 сертифицированы в Авиарегистре МАК (сертификат типа № СТ313-АМД, 02 июня 2010 г.). http://www.aviagamma.ru/tc912.pdf

(продолжение следует)

1 комментарий к “ROTAXозамещение”

  1. Для БПЛА “Корсар” готовят уже четвертый двигатель
    https://xn--b1aga5aadd.xn--p1ai

    Российский двигатель для беспилотника “Корсар” застрял в судах
    https://xn--b1aga5aadd.xn--p1ai/2019/325290/

    Победные российские «Корсары» снова лишились двигателей
    https://news.rambler.ru/weapon/41941742-pobednye-rossiyskie-korsary-snova-lishilis-dvigateley/

    Технический лабиринт: что показали испытания итальянского двигателя БПЛА “Корсар”
    https://xn--b1aga5aadd.xn--p1ai/2019/326307/

    Ответить

Оставьте комментарий