Проект газотурбинного двигателя МГТД-150 представлен на выставке «Армия-2023» среди экспонатов Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».
Согласно данным Фонда перспективных исследований (ФПИ) работы по пятилетнему проекту «Тантал» были завершены в 2020 г. «В ходе проекта решены все задачи, включая создание совместно ОКБ имени М. П. Симонова линейки малоразмерных газотурбинных двигателей МГТД-10, МГТД-20, МГТД-125 и МГТД-150 с использованием специально разработанных отечественных высокожаропрочных и высокопрочных металлопорошковых композиций разработки ВИАМ… Благодаря применению цифровых методов проектирования, аддитивного производства основных деталей и металлопорошковых композиций сплавов нового поколения создан двигатель МГТД-150Э с шестью ответственными деталями, изготовленными по технологии 3D-печати методом селективного лазерного сплавления металлопорошковых композиций: жаровой трубой, фронтовым устройством, реактивным соплом, корпусом компрессора, корпусом входного направляющего аппарата и сопловым аппаратом.», — сообщалось на сайте.
Комплекс приемо-сдаточных испытаний двигателя МГТД-150Э №001 завершен 12 ноября на территории АО НПО «ОКБ им. М.П. Симонова».
В ходе форума “Армия-2021” проекты ГТД, работы по которым велись совместно с ВИАМ и ФПИ, демонстрировались на стенде АО «УЗГА». Среди представленных тогда работ были МГТД-125 и МГТД-150…
На «Армии-2023» проект МГТД-150 уже показан на стенде «Курчатовского института», куда он «перекочевал» вмести с ВИАМ (в 2021 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. № 1032-р ВИАМ вошел в состав Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»). На сайте ВИАМ в 2021 г. приводились слова директора института Владислава Антипова о задачах импортозамещения и превосходства: «совместно с Фондом перспективных исследований и ОКБ им. М.П. Симонова разработана и изготовлена на базе аддитивного производства НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ линейка перспективных малоразмерных газотурбинных двигателей в классе тяг 10, 20, 125 и 150 кгс. Ряд разработанных сплавов для МГТД по прочностным характеристикам превзошел зарубежные аналоги более чем на 20%, а время организации производства и изготовления основных элементов двигателей благодаря новой технологии удалось сократить до 20 раз при двукратном снижении затрат. Созданные двигатели не имеют отечественных аналогов и по своим удельным характеристикам превосходят импортные образцы, запрещенные к поставке в Российскую Федерацию».
Малоразмерный газотурбинный двигатель МГТД-150, изготовленный с применением аддитивных технологий |
Материалы аддитивного производства |
• жаропрочный никелевый сплав ВЖ159; |
• жаропрочный кобальтовый сплав ВЛК1; |
• конструкционный алюминиевый сплав АК9ч. |
Описание: одновальный малогабаритный газотурбинный двигатель с одноступенчатым центробежным компрессором, кольцевой камерой сгорания и одноступенчатой осевой турбиной. |
Характеристики |
• максимальная тяга — 1500±30 Н; |
• частота вращения ротора — 58 900 об/мин; |
• удельный расход топлива на номинальном режиме — 1,07 кг/кгс ч; |
• степень повышения давления в компрессоре 5,7; |
• сухая масса — не более 22,5 кг. |
НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ и ФПИ.