В Санкт-Петербурге на предприятии АО «Климов», входящем в АО «ОДК» Госкорпорации Ростех, введен в строй уникальный стендовый комплекс (№30), на котором 15 сентября начаты испытания турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ, предназначенного для легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.
Это событие является значимым этапом в программе реконструкции предприятия и реализации производственных планов по импортозамещению. В последние годы шла реализация крупного национального проекта по строительству и вводу в строй нового конструкторско-производственного комплекса (КПК) на севере города по ул. Академика Харитона, получившего наименование «Петербургские моторы». Проект предусматривал строительство новых производственных, конструкторских и испытательных сооружений, установку современного высокотехнологичного оборудования на единой территории (ранее площади были разрознены и их развитие было невозможно из-за расположения в центре города). В общей сложности в реализацию проекта вложено более 7 млрд руб. В 2014 г. к юбилею АО «Климов» в основном закончен первый этап строительства КПК, в ходе которого на новую площадку полностью переведены производственные мощности со старой территории (рядом с метро «Лесная») без приостановки функционирования предприятия. Тогда, со ссылкой на исполнительного директора ОАО «Климов» Александра Ватагина сообщалось, что «старые» площадки на Кантемировской и Белоостровской улицах должны быть проданы «по максимально выгодной схеме». Однако сейчас, по данным на сентябрь, старые площади все еще находятся на балансе АО «Климов» и на них функционирует незначительная часть производства. Конкретной информации о том, что же будет далее с этими площадями пока нет. С 2015 г. началась реализация второго этапа развития КПК, включающая реконструкцию действующей научно-производственной и стендовой базы, а также приобретение современного оборудования.
Впервые для СМИ были широко представлены результаты реализации строительства «Петербургских моторов», в частности, — новый производственный корпус, испытательный стенд №30 с установленным двигателем, линия механообработки, участок сборки авиадвигателей и комплекс гальванических покрытий. Новый стенд позволяет испытывать силовую установку вместе с винтом, мотогондолой и такими элементами самолета, как часть крыла и фюзеляжа.
Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ, испытания которого начались на новом стенде, — один из двигателей семейства газотурбинных двигателей ТВ7-117, разработанных в АО «Климов». Двигатель ТВ7-117СТ будет серийно выпускаться в кооперации предприятий «ОДК»: АО «Климов», АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (с филиалом «ОМО им. Баранова»), АО «ММП им. В.В. Чернышева» и др. В настоящее время также запускаются в серию двигатель ТВ7-117СМ для пассажирского самолета Ил-114 и турбовальный ТВ7-117В для оснащения вертолета Ми-38. Двигатель ТВ7-117СТ имеет высокие показатели по мощности и экономичности. Максимальная мощность на взлетном режиме составляет 3000 л.с., а в чрезвычайном режиме – 3600 л.с. Сухая масса двигателя не более 500 кг. Удельный расход топлива — менее 200 гр. на л.с. в час. Поставленный на стендовые испытания двигатель, — первый собранный на предприятии в рамках контракта. В следующем 2017 г. (в феврале) заказчику должны быть поставлены два двигателя. Полное выполнение контракта на 16 двигателей предусмотрено в 2019 г. В 2015 г. турбовальный двигатель ТВ7-117В получил сертификат типа АР МАК. Его ресурсные испытания продолжаются. Для обеспечения безопасности полета при экстремальных ситуациях реализовано введение чрезвычайного режима мощности (до 3 750 л.с.). Контракт между ОДК и холдингом «Вертолеты России» предусматривает поставку 50 двигателей ТВ7-117В для установки на вертолеты Ми-38. Ведется активная работа по организации серийного производства ТВ7-117В. Первый двигатель должен быть выпущен уже в этом году, а выполнение контракта полностью предусмотрено в 2019 г. Все двигатели семейства сконструированы по модульной схеме с большой долей унификации на базе одного газогенератора.
Основным производством в КПК является выпуск двигателей ВК-2500 (развитие двигателя ТВ3-117). По крайней мере, все такие двигатели, поставляемые для нужд ВКС РФ, в результате проведенных мероприятий по импортозамещению уже производятся полностью из российских деталей, узлов и комплектующих. По поводу ранее озвученных планов выпуска двигателя (50 ед. в 2015 г. и 150 — в 2016 г.) ген. директор ОДК Александр Артюхов сказал, что они уже перевыполнены. Что касается планов выпускать 500 двигателей ВК-2500 в год, о чем гласит помпезный плакат в цехе КПК, то это некий максимальный (мобилизационный) план, который, как считают на предприятии, в ближайшее время не будет актуален из-за отсутствия необходимости поставок в таких объемах. На втором этапе развития КПК предусмотрено постепенное увеличение мощностей по выпуску двигателей ВК-2500, ТВ7-117 и РД-33МК, а также подготовка к производству перспективных изделий.
(отредактировано 18-09-2016)