Тяжелый БЛА ВТ Air Truck

На оружейном салоне IDEX-2023 в Абу-Даби (ОАЭ) в феврале впервые представлен макет тяжелого беспилотного вертолета соосной схемы Air Truck.

Он демонстрировался на стенде и под вывеской местной компании ADASI, занятой в сфере военных беспилотников. Компания, в свою очередь, входит в состав многопрофильной оборонной корпорации EDGE. На сайте EDGE к моменту проведения выставки размещалась страничка проекта Air Truck, на которой сообщалось, что “Air Truck – это грузовой БЛА грузоподъемностью 500 кг, который может действовать по заранее заложенной полетной программе или под управлением оператора. Он подходит для военного и гражданского применения, при этом грузы перевозятся с помощью специального контейнера с быстрой погрузкой и разгрузкой“. Отмечены следующие характеристики: максимальная взлетная масса – 2500 кг, максимальная полезная нагрузка с полными баками – 500 кг, максимальная рабочая скорость – 140 км/ч.

В качестве ДУ предполагается использовать два ГТД по 180 кВт (241 л.с.) каждый. Марка двигателя не сообщается: возможно выбор еще не сделан. Из имеющихся сейчас на мировом рынке двигателей, которые теоретически подходят, можно назвать сербский турбовальный TSE-200 (на 180…195 кВт), чешский турбовальный PBS TS100 (180 кВт; он разработан, но поставки пока штучные) и британский RR300 (240…300 л.с. (180…220 кВт); серийный). Двигатель TSE-200 фирмы GPTS и его турбовинтовой вариант TPE-200, широко рекламируются именно на рынке ОАЭ, а некоторые другие изделия сербских фирм EDePro и GPTS – уже реализованы. В частности, в ОАЭ налажено производство ракеты ALAS с ТРД TJE45.

AIR TRUCK
Engine: Gas turbine
Take-off power: 180kW x 2
Theoretical MTOW(ISA): 2,500kg
Normal take-off weight: 2,100kg
Maximum payload with full tanks: 500kg
Maximum operating speed (VNO): 140km/h
Speed for maximum endurance: 90km/h
Service ceiling: 3,000m
Maximum range: 360km
Maximum endurance: 4h
Maximum rate of climb: 8m/s
Maximum cargo weight: 500kg

На белорусское происхождение проекта Air Truck на IDEX-2023 ничего не указывало. Но, до открытия выставки в фейсбуке Холдинга «Беспилотные Вертолёты» появились фотографии подготовки макета Air Truck к демонстрации. На ряде фото – главный конструктор В. Чудаков рядом со своим детищем:

Подписи под фотографиями в фейсбуке Холдинга исчерпывающие: “Международная выставка оборонной промышленности IDEX 2023 Абу-Даби” и “Холдинг «Беспилотные Вертолёты» продолжает проект по созданию нового направления в сфере перевозок – контейнерная доставка грузов беспилотными системами. Разработанный нами концепция доставки грузов беспилотными вертолетами Air-Truck позволяет комплексно решить вопрос по снабжению морских нефтяных и газовых платформ во всех климатических зонах Земли“.

Еще за полтора года до IDEX 2023 проект Air-Truck был анонсирован на сайте Холдинга https://uavheli.by и на его ютуб-канале (https://youtu.be/p3gN_8gqMIo?list=TLGGjzAwpMH34xMyMjAyMjAyMw): “AIR TRUCK. Новая разработка“. Сообщалось о патентной защите проекта.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Air-Truck.jpg

БЛА ВТ Air Truck (визуализация проекта на 2022 г.)

P.S. Известно, что у нас в начале 2000-х гг. рассматривался проект преобразования пилотируемого вертолета Ка-226 в БЛА ВТ Ка-126беспилотник, способной выполнять транспортные задачи. В сущности, Ка-126 мог представлять собой однодвигательный вертолет с взлетной массой около 3500 кг и полезной нагрузкой до 1200 кг, радиусом действия 800 км и продолжительностью полета 10–26 ч.

Оба проекта – Ка-126 и Air Truck – на первый взгляд весьма схожи по компоновке. Это подталкивает к мысли о том, что Ка-226 мог послужить прототипом обоих. Но, так ли это? Теперь очевидно, что размеры беспилотника Air Truck существенно меньше Ка-226: фюзеляж примерно на 1 м короче, а диаметр несущих винтов меньше на 1,5 м. Максимальная взлетная масса – меньше на 1 т. Значит, несмотря на значительное компоновочное сходство с пилотируемым вертолетом Ка-226Т (и проектом Ка-126), такие же соосную схему, форму хвостового оперения и шасси, вновь представленный Air Truck – скорее всего отдельная разработка.

Однако, белорусское КБ «Беспилотные вертолеты» тесно сотрудничает с российской стороной по таким проектам, как БАС-200 и, вероятно, БАС-750. Сможет ли Air-Truck послужить в России или будет создан более тяжелый отечественный БЛА ВТ на базе Ка-226Т?

Оставьте комментарий