Тенденция к структуризации и консолидации отрасли БЛА и оборудования для них в ходе МАКС-2015 была продемонстрирована еще раз на примере новой компании «ВР Технологии» — дочернего подразделения АО «Вертолеты России».
Эта компания создана для внедрения инновационных решений в российском вертолетостроении с привлечением новых ресурсов и идей. Сюда относится развитие работ по компонентам на основе новых материалов, в том числе композиционных, а также освоение новых технологий, прежде всего, в сфере БЛА вертолетного типа.
В шале «ВР Технологии» представлялись два проекта БЛА.
Первый из них — проект «Аэроб 4d» компании «Аэроб» (резидент кластера космических технологий и телекоммуникаций «Сколково»). Несмотря на специфику «ВР Технологий», представленный БЛА – самолетного типа. Как оказалось, интерес со стороны вертолетчиков прежде всего обращен к «начинке» и полезной нагрузке «Аэроба». «Задача компании «Аэроб» в том, чтобы вместе с «ВР Технологии» развивать инновации в области беспилотной винтокрылой авиации, беспилотных конвертопланов в части бортового оборудования и систем управления. Мы рады, что наши наработки теперь будут востребованы у лидеров отрасли», — отметил Андрей Мамонтов, руководитель «Аэроба».
О «единении» с «ВР» было известно заранее, но уже в ходе авиасалона прошла официальная церемония подписания соглашения о сотрудничестве в области разработки перспективных БЛА между этими двумя компаниями. «Пока это первый шаг, хотя и значимый для нас. Хочется скорее переходить к конкретным делам. Ведь, нам раньше приходилось тратить массу сил на то, чтобы доказать потенциал и профессиональный уровень нашего проекта», — сказал Андрей Мамонтов. Действительно, амбициозная компания, основанная в 2011 г, сначала предлагала услуги аэрофотосьемки с использованием БЛА, но уже в 2012 г. «Аэроб» стала участником «Сколково» и объявила о начале разработки «перспективной многоцелевой унифицированной беспилотной авиационной системы нового поколения с использованием искусственного интеллекта». Планировалось сделать БЛА с максимальной взлетной массой до 8,5 кг, а спустя год — появился проект «Аэроб 4d» с массой уже порядка 30 кг.
Аппарат «Аэроб 4d» уже демонстрировался на ряде выставок, но под вывеской «ВР Технологии» — впервые. «Отличие представленного на МАКСе образца в оснащении новой трехосевой стабилизированной полезной нагрузкой с фото-видеокамерой высокой четкости, тепловизором и лазерным целеуказателем на одном подвесе. Таким образом, особенностью системы является возможность в реальном масштабе времени передавать изображение в разных форматах, а также подсвечивать цели и производить слежение за ними», — сказал Андрей Мамонтов.
Компания «Аэроб» предлагает кроме базовой модели «Аэроб 4d» соплатформенную беспилотную систему «Аэроб 4d FL» с увеличенным фюзеляжем. Обе системы основаны на БЛА с максимальными взлетными массами 30 кг, дальностями — до 1200 км, продолжительностями полета — до 12 ч и скоростями — 80…150 км/ч. Они могут быть снабжены кроме вновь представленной ПН широким перечнем унифицированных нагрузок, таких как радиочастотные и лазерные ландшафтные сканеры, бортовое высокоскоростное беспроводное телекоммуникационное оборудование, газоанализаторы и дозиметры, бортовые генераторные системы электропитания. Известно, что беспилотные системы уже находят спрос у таких заказчиков как МЧС России.
Мы помним, как еще несколько лет назад компания «Вертолеты России» довольно активно рекламировала и продвигала целый модельный ряд БЛА вертолетного типа от легких до тяжелых (на базе Ка-226 и МРВК). Но, потом этот процесс постепенно стих…
Теперь после долгой паузы, «Вертолеты России» вновь обратились к рекламированию своих идей в сфере БЛА. В ходе прошедшего МАКС-2015 в шале специализированного подразделения «ВР Технологии» демонстрировался макет винтокрылого БЛА, очень напоминающего по компоновке более ранний проект БЛА-конвертоплана «Альбатрос» 1990-х гг, предлагавшийся ОКБ им. Яковлева.
Согласно данным «Вертолетов России», демонстрация в рамках авиасалона МАКС-2015 проекта перспективного многоцелевого беспилотного конвертоплана преследует цель анонсировать создание семейства высокоскоростных многоцелевых винтокрылых летательных аппаратов. Пока что предстоит определить критические технологии и системы, необходимые для последующего создания семейства конвертопланов с различной максимальной взлетной массой (пилотируемых и беспилотных). Существуют планы приступить к ОКР уже с начала следующего 2016 г.
В феврале стало известно о том, что уже были полеты (модели-демонстратора) конвертоплана http://defence.ru/article/7500/