Пресс-конференция «Текущее состояние и перспективы развития российской вертолетной индустрии» прошла 13 мая 2014 г. в «Интерфаксе». Традиционное мероприятие, проводимое перед выставкой HeliRussia.
Принимали участие: Слюсарь Юрий Борисович, Заместитель Министра промышленности и торговли РФ; Михеев Александр Александрович, Генеральный директор ОАО «Вертолеты России»; Казачков Михаил Юрьевич, Председатель Правления «Ассоциации вертолетной индустрии»; Мартиросов Андрей Зарменович, Генеральный директор «ЮТЭйр».
Как известно, специализированные выставки – лицо отрасли. К сожалению, никаких существенных подвижек и новинок грядущая HeliRussia 2014 не продемонстрирует, судя по заявлениям участников мероприятия.
Основные темы, отражающие, по всей видимости, «жизнь» отечественного вертолетостроения сегодня: сосредоточение на нескольких проектах вертолетов, эксплуатация ВС, сохранение сотрудничества с Европой и, особенно, Украиной, импортозамещение, ремонт вертолетной техники и т.д.
Уже видно, что существенно сдвигаются сроки по вертолетам Ми-38 и Ка-62, по выпуску отечественных вертолетных двигателей. Туманные планы по ПСВ и его облику: спустя годы нет еще даже концепции.
Ничего не сказано о том, каково состояние нескольких программ БЛА вертолетного типа, которые ранее достаточно активно рекламировались.
Некоторые цитаты спикеров на пресс-конференции приводятся ниже.
Выставка
«Прорывных проектов на выставке представлено не будет, они в стадии подготовки. Но в течении текущего года мы порадуем некоторыми новостями и событиями», – А.Михеев.
Из пресс-релиза:
ОАО «Вертолеты России» представляют на HeliRussia 2014 медицинский вариант вертолета «Ансат», многоцелевой Ми-38 (третий опытный образец ОП-3) с российскими двигателями ТВ3-117В и авионикой ЗАО «Транзас Авиация», а также многоцелевой ударный вертолет Ми-28НЭ.
«Выставка в этом году на 20% больше по площади. Несмотря на сложную политическую ситуацию продолжается рост числа экспонентов: стран и фирм-участников. Будет представлено свыше двадцати образцов вертолетов», – М.Казачков.
«Из участников отказалась только Американская вертолетная ассоциация по политическим мотивам. Компания «Сикорский» не будет участвовать, т.к. не видит пока ниши для себя на нашем рынке. В ее решении нет политической составляющей», – М.Казачков.
Из пресс-релиза:
На площади в 13850 квадратных метров разместятся экспозиции 212 компаний из 20 стран мира, а также 21 вертолет отечественных и зарубежных производителей.
КРЭТ представит бортовое оборудование перспективного скоростного вертолета, основанное на принципах интегрированной модульной авионики на базе открытой адаптивной архитектуры вычислительной системы (Ульяновское конструкторское бюро приборостроения). ГРПЗ представит современную систему интеллектуальной обработки видеоинформации в оптико-электронной обзорной и прицельной системе ударного вертолета Ка-52. Корпорация «Фазотрон-НИИР» покажет многофункциональный радиолокационный комплекс «Арбалет» (FH-01), применяемый на Ка-52.
Отдельное место в экспозиции займет лазерная станция оптико-электронного подавления, входящая в комплекс радиоэлектронной борьбы «Президент-С». Созданная специалистами самарского НИИ «Экран», станция обеспечивает индивидуальную защиту ударного вертолета Ми-28НЭ («Ночной охотник») от управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения.
ПСВ
«Мы находимся на этапе эскизного проектирования ПСВ (далее что-то невнятное про планы аж на 2025-2030 гг.) … В диапазоне 12-13 т. он сможет заменить в перспективе линейку вертолетов Ми-8/17. В ближайшие год-полтора будут даны оценки и сформирована концепция скоростного вертолета. Речь сегодня идет о скоростях порядка 400 км/ч», – А.Михеев.
«По ПСВ. В результате анализа и дискуссий, в настоящее время проект разделяется на два этапа. Мы говорим о перспективном скоростном коммерческом вертолете с выходом на сертификацию в 2020 году. На это предусмотрено порядка 7 (7,5) млрд. бюджетных инвестиций. Параллельно идет создание научно-технического задела, который позволит нам создать перспективный вертолет в горизонте планирования 2020-2025 гг. с принципиально новыми параметрами, аэродинамической схемой, материалами и БРЭО. Исследования рынка показали, что для эксплуатантов скорость не является ключевым параметром. Поэтому на первом месте для «Вертолета 2020» – экономика», – Ю.Слюсарь.
Ка-62 и Ми-38
«О вертолете Ка-62. Порядка 6 млрд. тратится на проект пополам с ОАО «Вертолеты России». По вертолету Ми-38. Здесь инвестиции составляют порядка 7 млрд.», – Ю.Слюсарь.
«Ка-62. К 2015-2016 гг. планируем получить сертификат на гражданскую версию, после этого должны обсудить облик варианта для МО РФ», – Ю.Слюсарь.
«Мистраль»
«Холдинг готов к программе», – сказал А.Михеев подробно и исчерпывающе по поводу поставок вертолетов Ка-52 для «Мистралей».
Двигатели для вертолетов
«Не стоит задачи производить все необходимые типы двигателей для всех вертолетов в рамках ОДК, но мы над этим работаем. Предприняты меры по импортозамещению по вертолетным двигателям. В 2013 годы выпущен полностью отечественный двигатель. Он не является современным техническим достижением, но в нынешних условиях и этого дорогого стоит. Задерживается сертификация на два года Ми-38 именно из-за того, что мы переходим на отечественный ТВ7-117», – Ю.Слюсарь.
«В ноябре 2013 г. открыт новый завод «Климов». Совместно с заводом в Уфе будет производится отечественный двигатель. К 2016 г. (к. 2015 года) планируется выйти на серийность порядка 350 двигателей в год при потребности холдинга ВР (ориентировочно) около 500-550 двигателей», – Ю.Слюсарь.
Планировалось организовать в РФ производства ТВ3-117 СБМ (видимо речь о ТВ3-117ВМA-СБМ1В)…
«Что касается версии СБМ – такие планы были, к испытаниям не приступили, но вплотную подошли. Сейчас, несмотря на тяжелое время, мы надеемся на сохранение тесных связей с «Мотор Сич», с которым у нас много совместных проектов. Исходим из того, что все планы будут реализованы – от совместной разработки, до совместного производства. Трудно предсказать поведение властей Украины, но сейчас «Мотор Сич» перечисляет в госбюджет порядка 1 млрд. долл. И это существенно. От разрыва связей пострадают все, особенно Украина», – Ю.Слюсарь.
«Мотор Сич» одни из наших главных экспонентов и они взяли один из самых больших стендов», – М.Казачков.
Оценка перспектив работы с Западом
«Несмотря на санкции все сферы сотрудничества будет развиваться. Для французов и итальянцев это на столько перспективно и экономически интересно, что они просто не смогут отказаться от этого. Тем боле, что по многим темам пройдена точка невозврата и иного пути просто нет», – Ю.Слюсарь.
Обсуждались перспективы создания Батайского вертолетного центра (об этом говорилось и ранее — http://www.kommersant.ru/doc/2467428).