На фоне растущих во всем мире так называемых террористических угроз, являющихся, к сожалению, уже обыденным и достаточно отработанным инструментом дестабилизирующего влияния “определенных сил” на страны и целые регионы, многие недавние политические “ходы” и военные учения, проводимые Россией, были направлены на обеспечение ответных действий именно по таким современным сценариям. В подобных операциях нет привычной линии фронта, и ситуация может меняться стремительно и непредсказуемо. Силы и средства противодействия должны быть соответствующими.
В этом году очередная XVII Международная выставка средств обеспечения безопасности государства ИНТЕРПОЛИТЕХ-2013 (и примкнувший к ней 7-й Международный форум-выставка беспилотной техники, комплексов управления, навигации и связи “Беспилотные многоцелевые комплексы” – UVS TECH 2013), прошедшая с 22 по 25 октября 2013 г. на ВВЦ, значительно была расширена за счет новых экспонатов и экспонентов. В свете недавних событий как за рубежом, так и в России, всевозможные средства обеспечения “внутреннего фронта” становится все более востребованными. Их номенклатура и изощренность неуклонно растет…
Одним из значимых средств обеспечения действий на таких “фронтах” сегодня становится беспилотная авиатехника ближнего и малого радиуса действия (тактического уровня) самолетного и вертолетного типа, позволяющая оперативно вести поиск, обнаружение и сопровождение отдельных и групповых целей на открытой местности, в условиях плотной городской застройки или естественных укрытий.
Представленный обзор в основном посвящен тематике БЛА (т.е. не отражает всей специфики прошедшего мероприятия). Тенденции и изменения можно проследить в сравнении с прошлогодней выставкой UVS-TECH 2012.
ОАО “Горизонт” представило существенно “обрусевший” вариант БЛА Schiebel Camcopter S-100 (кстати, уже нет ни слова о связи с австрийским производителем). На данный момент в Ростове-на-Дону уже выпущено два комплекса (с пятью беспилотниками, ожидается поставка шестого). Напомним, что основным заказчиком “Горизонта” является Пограничная служба ФСБ России и вертолет применяется в Береговой охране Погранслужбы (закупки начаты с этого года).
Кроме узловой сборки нескольких беспилотников, предприятие пробует оснастить БЛА новыми типами полезной нагрузки. В частности, был представлен макет доработанного БЛА “Горизонт Эйр S-100” с бортовой РЛС кругового (бокового) обзора «Колибри», установленной в нижней части фюзеляжа. О планах оснащения вертолета подобной РЛС говорилось еще год назад. По словам представителя компании, работы ведутся совместно с московским НИИ радиофизики, опытный образец обещают сделать уже в этом году, а завершить его испытания и достичь “полной готовности к эксплуатации” – к 2015 году. В проспектах сообщается, что суммарная масса оборудования РЛС составит не более 6,5 кг, импульсная излучаемая мощность – не менее 6 Вт, размеры апертуры антенны – не более 500 х 20 мм. Требуемая дальность в режиме кругового обзора (зависание БЛА) – не менее 200 км, в режиме синтезированной апертуры – не менее 20 км. “Это будет беспрецедентное по своим характеристикам изделие”, – пообещали на стенде «Горизонта». Остается пожелать удачи разработчикам.
На стенде ЗАО “ЭНИКС” – без изменений. Однако стоит отметить, что “ЭНИКС” разрабатывает комплексы полностью собственной конструкции, в отличие от иных поставщиков “отечественной продукции”. Компании удалось-таки стать поставщиком МО РФ после проведения ряда сравнительных и государственных испытаний. Несмотря на засилье мини-БЛА зарубежного производства, в этом году подписан контракт на поставку 34 беспилотников (17 комплексов) типа “Элерон-3СВ” для обеспечения Сухопутных войск РФ. Это большое и долгожданное событие, с которым можно поздравить компанию…
ЗАО “Транзас”. В этот раз вообще не представило ни одного БЛА, хотя стенд компании был в секторе выставки UVS TECH 2013. Даже в расположении МВД РФ ничего. Видимо совсем сконцентрировались на серьезных мегапроектах, а “Филины” и “Дозоры” вовсе задвинули. На экспозиции «Транзаса» была представлена автоматизированная система поддержки принятия решений и управления межведомственными силами и другие системы.
Экспозиция ООО “Плаз” (ООО “Геоскан”, GeoScan Ltd). Компания специализируется на аэрофотосъемочных и картографических работах с применением БЛА собственной разработки. На выставке были представлены четыре БЛА – ранее демонстрировавшиеся самолетного типа GeoScan 101 (“Геоскан 101”, также назывался “Бумеранг”) и GeoScan 300 (“Геоскан 300”), а также новые (показаны впервые) – “Геоскан 200” (“летающее крыло”, масса – 5,5 кг, масса полезной нагрузки – 1 кг, продолжительность полета – 150 мин) и мультикоптер “Геоскан 401” (продолжительность полета – 50 мин).
Кроме того, аппараты GeoScan 101 вновь демонстрировались на стенде компании-дилера «Совзонд», также занимающейся дистанционным зондированием и мониторингом земной поверхности. Согласно информации на сайте ООО “ЮВС АВИА”, эта компания осуществляет сборку и наладку моделей БЛА типа “Геоскан 101” (GeoScan 101), “Геоскан 300” (GeoScan 300). На сайте дилера ГЕОСалют аэрофотосъемочный комплекс GeoScan 101 предлагается за 880 тыс. руб. за комплект (на 29.03.2013), а GeoScan 300 – за 1,8 млн руб.
Компания “Группа Эйр” (Air Group). По модельному ряду изменений на данный момент нет. В настоящее время существует линейка беспилотных аппаратов различных типоразмеров и энерговооруженности, которые отличаются рабочим диаметром лопаточной системы (от 170 мм до 600 мм) и количеством движителей в аппарате. Представлены ранее демонстрировавшиеся достаточно оригинальные проекты, в т.ч. аппарат Air 250 вентиляторного типа с кольцевым крылом (“ступа”), восьмироторный мульткоптер Air 170X – OperA и привязной БЛА среднего класса вентиляторного типа (мультикоптер) Air Q8. По словам разработчиков, “им везет: разрабатываемые в инициативном порядке БЛА, в дальнейшем находят спрос у заказчиков”…
Стенд ОАО “ДКБА”. Долгопрудненское предприятие впервые на данной выставке “в живую” представило аэростатный комплекс мониторинга “МАКС” (ЭМАК). Кроме того, представлена информация о других проектах – дирижаблях 2ДП, и ДП-27 “Анюта”.
ФГУП “ГосНИИАС”. Впервые представлены работы по системе автоматического зависимого наблюдения радиовещательного типа (АЗН-В). ГосНИИАС является одной из ведущих организаций, занимающихся разработкой и внедрением АЗН-В в России. Автоматическое зависимое наблюдение радиовещательного типа – метод наблюдения, при котором воздушное судно (ВС) автоматически с определенным периодом передает другим пользователям собственные координаты и другую информацию от своих бортовых систем. АЗН-В может служить заменой существующей системы вторичной радиолокации и является основой будущей системы организации воздушного движения, строящейся на принципах CNS/ATM с широким использованием технологий спутниковой навигации, цифровой связи и наблюдения. Реализация АЗН-В в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Программой «Внедрение средств вещательного автоматического зависимого наблюдения (2011 – 2020 годы)», утвержденной Минтрансом России 19 мая 2011 г. В целях применения АЗН-В на малоразмерных и беспилотных летательных аппаратах в мае 2011 г. были успешно проведены экспериментальные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов, оснащенных АЗН-В, в общем воздушном пространстве. Завершается реализация пилотного проекта по внедрению АЗН-В на Ямале, развернута сеть наземных станций, проведена эксплуатационная оценка работоспособности АЗН-В на двух вертолетах Ми-8 авиакомпании ЮТэйр, завершены совместные наземные и летные испытания аппаратуры АЗН-В на трех вертолетах авиакомпании Газпромавиа. Для различных испытаний применялись БЛА ЗАО “Транзас” и «АФМ-Серверс» (БЛА “Птеро”, на фото ниже).
На стенде белорусских ОАО “558 АРЗ” и ОАО “АГАТ-системы управления” был представлен комплекс с БЛА “Гриф-1”, а также тактические БЛА ближнего радиуса действия “Беркут-1” и “Беркут-2” (ранее назывался “Блик”). Последние два образца являются модернизированными вариантами беспилотников “Иркут-3” и “Иркут-10” компании ООО “Иркут инжиниринг” (РФ), оснащенных в ходе совместной инициативной опытно-конструкторской работы усилиями ОАО “АГАТ” новыми наземными и бортовыми системами. В настоящее время комплексы с БЛА “Беркут-1” и “Беркут-2” проходят всесторонние испытания.
ФТИ НАН Беларуси. Представлены проекты БЛА дальнего действия “Буревестник” и семейство мини БЛА “Бусел”, “Бусел М” и “Бусел М50”, а также беспилотный летательный аппарат на базе дирижабля. Все конструкции – собственной разработки.
БЛА “Элерон-3СВ” и Гранат ВА-1000 на стенде МВД и МЧС РФ, соответственно. БЛА «Гранат» ВА-1000 является российским вариантом достаточно известного немецкого квадрокоптера MicroDrones MD4-1000. Официальным партнером Microdrones в России является компания ООО «ЮВС Авиа».
Естественно, львиная доля выставки была посвящена и другим средствам “принуждения к миру” – огнестрельному оружию, бронетехнике, экипировке и т.д.:
Фото: missiles
«ТРАНЗАС» ПРОЩАЕТСЯ С «ДОЗОРАМИ»
Питерская компания закрыла некогда многообещающий проект
Виктор Листовскии
Из источников издания стало известно, что российская высокотехнологичная компания «Транзас» из Санкт-Петербурга закрыла проект создания линейки беспилотных систем «Дозор». Беспилотники этого семейства можно было нередко видеть на авиационных салона и выставках вооружений последних лет.
Компания вела разработку систем БЛА в течение более 7 лет. В результате этого процесса в рамках программы разработки было создано несколько типов БЛА с разной степенью готовности.
«Дозор-50» планировался для применения в качестве летающего фотоаппарата, что и было достигнуто. В процессе пробной эксплуатации этот БЛА был оснащен более мощным двигателем, что позволило установить на борт «Дозора-50» линию передачи данных для обеспечения передачи фото- и видеоизображения на наземный пункт управления (НПУ) в режиме реального времени.
Этот вариант, в частности, демонстрировался представителям МО на полигоне в Алабино. Он же успешно решал гражданские задачи, такие как создание ортофотопланов и фотокарт. Данная работа была полностью освоена и впервые демонстрировалась для Московского университета землепользования, а в последствии выполнялась с целью контроля за техническим состоянием продуктового трубопровода в районе НПЗ «Кириши» в Ленинградской области.
Следующий БЛА, который был создан — «Дозор-85». Этот БЛА был создан с условием увеличения времени полета до 8 часов и увеличения веса полезной нагрузки до 12 кг. Фюзеляж данного БЛА был выполнен из традиционных авиационных материалов, что существенно увеличивало ресурс использования БЛА, а носовой обтекатель был изготовлен из стеклопластика. В состав оборудования была включена электросистема на базе американского генератора, что позволило уменьшить вес возимых батарей и иметь на борту практически неограниченное по времени электроснабжение. БЛА оборудовался оптико-тепловизионной головкой собственного производства.
С этим аппаратом были проведены демонстрационные полеты в интересах Погранвойск в Ленинградской области, в Дагестане, демонстрировали его возможности для представителей ГРУ ГШ. Летнотехнические характеристики позволяли летать данному БЛА в условиях высокогорья на высоте в 3000 м. БЛА был способен взлетать и садиться на неподготовленную в инженерном отношении грунтовую площадку в условиях сильной ветровой нагрузки. По результатам полетов вывод комиссии был таков: анализ представленных беспилотных аппаратов позволяет сделать вывод о возможности создания беспилотных авиационных комплексов в интересах ФСБ.
России с учетом научно-техническою задела производителей. К сожалению, отсутствие в тог момент надежной линии передачи данных не позволили говорить о практическом применении БЛА «Дозор-85», несмотря на то, что данный аппарат был наиболее отработанным из всех созданных на тот момент в компании систем БЛА. Именно с этим БЛА позднее специалисты компании выезжали в командировку в Самару для облета трубопроводов ОАО «Газпром» в подразделении «Самара Трансгаз».
Ну, и, наконец, пожалуй, самой известным аппаратом в линейке тактических БЛА компании «Транзас» стал «Дозор-100», работы по которому начались в 2009 году. Это была первая попытка создать полно- фюзеляжный БЛА с хвостовым расположением двигателя, что явилось отображением перспективного развития беспилотных аппаратов во многих странах. Платформа аппарата «Дозор-100» получилась на редкость удачной и позволила впервые увеличить продолжительность полета до 10 часов. Именно этот БЛА летал на учениях в Калининграде в 2009 году и участвовал во многих выставках и показательных полетах. Полномасштабный фюзеляж позволил удачно расположить антенны различных приемо-передающих систем и уменьшить взаимное влияние антенных полей друг на друга, благодаря чему удалось избежать электромагнитной несовместимости различного оборудования.
Наличие, в то время работающей, полезной нагрузки позволило не только летать длительное время, но и выполнять функции воздушного мониторинга. Именно это позволило данной системе участвовать в пробной эксплуатации на протяженных объектах, таких как трубопроводная система, государственная граница, лесные массивы, полеты над морем и прочее. Во всех испытательных полетах БЛА «Дозор- 100» зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны, однако данная система имела существенный недостаток, выражавшийся в малой дистанции передачи изображений на НПУ. Эта дистанция составляла не более 48 км в лучших полетах над морем и 30 км при полетах над лесным массивом.
К сожалению, на этом история проектов «Дозор» в рамках компании «Транзас», похоже, завершилась. Было принято решение о прекращении работы лаборатории робототехники в рамках группы компаний «Транзас». По словам экс-сотрудника «Транзаса», в настоя шее время ситуация выглядит так: «сотрудники лаборатории уволены, оборудование лаборатории и вес наработай в области гражданских беспилотных систем выставлены на продажу».
Источник: UAV.RU. СПЕЦВЫПУСК ОБОРОНЭКСПО – ADEX 2014.
http://www.mforum.ru/news/article/113735.htm
Видео
Возможности
Дальность телеуправления 50, 90 или 200 км в зоне прямой радиовидимости.
В 2011 году прошел испытания на корабле.
Взлет и посадка возможны в атоматическом, полуавтоматическом или ручном режиме.
Сила ветра при взлете и посадке – не более 20 узлов.
Время в полете – до 5 часов
Рабочие температуры – от -40 до +50.
Полезная нагрузка – до 50 кг
Есть ночной режим развелки.
бортовой радар Барс-Колибри до 200 км и в режиме синтезированной апертуры с дальностью 20 км
Обслуживание – 3 человека
Ориентир стоимости: от 100 до 200 млн рублей за комплект из двух БЛА и системы управления