Юрий Гуськов: «ФАЗОТРОН» ПРЕДЛАГАЕТ РАДАРЫ ДЛЯ ЛЮБЫХ НОСИТЕЛЕЙ
Традиционно насыщенную экспозицию своих разработок в области авиационной радиолокации демонстрирует на авиасалонах МАКС корпорация «Фазотрон-НИИР» (входит в концерн «Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех). Не стал исключением и нынешний МАКС-2013, на котором «Фазотрон» показывает не только уже известные модели популярного у заказчиков семейства БРЛС типа «Жук-М» для истребителей «МиГ» и вертолетных радаров, но и некоторые свои новейшие разработки. Так, впервые демонстрируется перспективная БРЛС с АФАР, создаваемая по 3D технологии. Прокомментировать экспозицию компании на МАКС-2013 и рассказать об ее основных достижениях за прошедшие два года с МАКС-2011 мы попросили генерального конструктора ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» Юрия Гуськова.
– Юрий Николаевич, расскажите, пожалуйста, о главной новинке «Фазотрона» на этом авиасалоне – радаре с АФАР по 3D технологии.
Для начала напомню, что в 2010 г. «Фазотрон» создал БРЛС с АФАР для многофункционального истребителя МиГ-35, который участвовал в тендере на поставку ВВС Индии 126 самолетов по программе MMRCA. Разработанная совместно с НПФ «Микран» БРЛС с АФАР обеспечивала многофункциональность и многорежимность, включая режимы «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» для выполнения боевых задач, ставящихся перед самолетом МиГ-35. Эта РЛС получила высокую оценку индийской стороны и подтвердила свои характеристики в тендерных квалификационных испытаниях, кульминацией которых стал пуск ракеты PBB-AE по воздушной мишени.
Оригинальность технических решений созданной на «Фазотроне» БРЛС с АФАР «Жук-АЭ» получила мировое признание, о чем свидетельствует тот факт, что они были использованы в иностранных разработках БРЛС.
«Фазотроновская» технология проектирования АФАР позволила существенно продвинуться вперед в деле создания различных РЛС воздушного, наземного и морского базирования.
Надо признать, что заказчика пугает высокая первоначальная стоимость радаров с АФАР. Однако, этот недостаток, благодаря высокой надежности БРЛС с АФАР, с лихвой покрывается низкими затратами на их эксплуатацию, по сравнению с радарами, изготовленными по традиционной технологии, и имеющими антенну, отдельные передатчик, приемник и т.д. В целом, если сопоставить все расходы за период жизненного цикла, БРЛС с АФАР становится значительно рентабельнее.
Последнее время «Фазотрон» осуществляет целый ряд перспективных разработок. Совместно с ОАО «Научно-исследовательский институт полупроводниковых приборов» (г. Томск) создан монолитный приемо-передающий модуль в конструкции 3D на основе низкотемпературной керамики (LTCC). Имеющийся научно-технический задел позволяет перейти к опытно-конструкторским разработкам по проектированию целого ряда радаров с АФАР с ППМ по технологии 3D. На МАКС-2013 «Фазотрон» представляет радар ближайшего будущего FGA-35 (3D), который планируется предъявить на летные испытания в 2014 г.
Следующий этап в развитии АФАР – это научно-исследовательские работы по созданию активной фазированной антенной решетки на основе многослойных полимерных ламинированных подложек. Они будут вестись в 2014-2015 гг.
– Не так давно «Фазотрон» освоил новое для себя – вертолетное направление…
Действительно, в научно-производственной деятельности «Фазотрона» наметился существенный прогресс в области вертолетных радаров, устанавливаемых на вертолеты ОАО «Камов», о чем свидетельствует освобождение их от «детских» болезней.
БРЛС «Арбалет-52» (FH01) на вертолете Ка-52 поступают в войска и уже заняли прочное место в составе комплекса бортового оборудования вертолетов. Теперь все внимание разработчиков сосредоточено на оценке эксплуатации созданных ими радаров.
Сейчас мы готовим технико-экономические предложения по наращиванию функций и технических характеристик этой БРЛС. У дальнейшего развития «Арбалета», получившего название FH02, в дополнение к миллиметровому каналу появится еще и сантиметровый диапазон. Это значительно повысит возможности БРЛС при работе по надводным и наземным целям. Вопрос о том, будут ли внедряться технологии АФАР в вертолетные РЛС остается пока открытым. Однако необходимо отметить, что у нас имеется ряд заманчивых предложений по вертолетным радарам с АФАР с приемлемой стоимостью.
Что касается БРЛС типа FHA для вертолета Ка-27М фирмы «Камов», то не скрою: первое время она не полностью соответствовала предъявляемым техническим требованиям. Можно объяснить это внедряемыми на «Фазотроне» программами по реконструкции производства, однако сейчас все имевшиеся недостатки устранены, и радары FHA уже не доставляют беспокойства. В процессе предварительных, межведомственных и летных испытаний учтены все имеющиеся замечания, проблемы решены, что позволило вплотную приблизиться к полному выполнению ТТЗ на это изделие.
Замечу, что на базе имеющегося научно-технического задела «Фазотрон» может предложить для вертолетов радары с широким диапазоном характеристик от обзорных (с круговым обзором) и большой дальностью действия до малогабаритных радаров для поисковых, транспортных и других вертолетов.
– Тематика и объемы производства «Фазотрона» расширяются… Какие последствия имеет это для компании?
Основой производственной деятельности предприятия в настоящее время остается изготовление востребованных рынком радаров. Это пять модификаций БРЛС типа «Жук-М» для самолетов-истребителей семейства «МиГ», это радары FH01 для вертолета Ка-52 и радар FHA для вертолета Ка-27М.
Возрастание номенклатуры создаваемых радаров вызывает необходимость расширения кооперации, подключения к производству новых предприятий, дополнительного оснащения производства современным оборудованием и технологиями.
Обеспечение необходимого уровня эксплуатации нескольких сотен радаров требует создания развернутой службы поддержки эксплуатации, организации ремонта блоков, поставки ЗИПов для организации должного уровня обслуживания и боеготовности самолетов-истребителей у заказчика.
Интерес к радиолокационным станциям в нашей стране в последнее время значительно вырос. Известность «Фазотрона», как лидера в разработке и производстве радаров, способствовала поступлению в наш адрес заявок различного назначения. Среди них хотел бы отметить РЛС в виде четырехгранной пирамиды для боевых кораблей ВМФ России, радары для защиты танков и бронетранспортеров от нападения с воздуха, радары для систем ПВО и для оснащения беспилотных летательных аппаратов (БЛА).
– Расскажите, пожалуйста, о последнем направлении поподробнее.
Беспилотники занимают все более заметное место в вооруженных силах передовых зарубежных стран. Не обошла эта тенденция и Россию. Сегодня имеется огромное количество заказов от главных конструкторов БЛА на установку радаров.
Сегодня «Фазотрон» располагает необходимой технологией проектирования и изготовления радаров для любых БЛА. Наиболее привлекательными для установки БРЛС, на наш взгляд являются несколько типов беспилотных аппаратов.
Во-первых, это разведывательные БЛА с большим радиусом действия массой 6-7 тонн. Аналогом такой станции, устанавливаемой на БЛА, может быть РЛС типа AN/APS-145, применяемая на самолете ДРЛО Е-2С Hawkeye, или аналогичная ей РЛС кругового обзора. Информация, полученная такой РЛС с БЛА, поступает на наземный командный пункт управления. Проект такой РЛС разработан на «Фазотроне». Ее масса составляет 200 кг.
Во-вторых, разведывательно-ударные БЛА среднего радиуса действия массой 5-6 тонн. РЛС на них, как правило, выполняет две задачи: разведывательную, с разрешением формируемой радиолокационной карты до 0,3 м (управление БЛА осуществляется с командного пункта на земле), и ударную – с учетом искусственного интеллекта на борту и имеющегося бортового оружия, «заточенного» под решение поставленной перед вылетом боевой задачи (проект такой РЛС с АФАР на основе ППМ по 3D технологии находится у нас сейчас в разработке).
В-третьих, это разведывательные БЛА с малым радиусом действия массой 500-600 кг. Стоимость создаваемой на «Фазотроне» РЛС для таких аппаратов составляет ориентировочно около 10% от стоимости БЛА, а ее массу можно оценить в 30-40 кг.
Наконец, разведывательные БЛА ближнего радиуса действия массой 15-20 кг. Для легких и сверхлегких БЛА наряду с оптическими средствами получения информации может быть востребована и миниатюрная РЛС массой от 3 до 15 кг. Она может быть создана на «Фазотроне» за 10-12 месяцев при небольшой производственной поддержке.
Подводя итог всему сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в корпорации «Фазотрон-НИИР» накоплен колоссальный опыт проектирования самых современных РЛС различного назначения, и мы готовы удовлетворить практически любой запрос заказчика по созданию новых радаров самых разных классов практически для любых носителей.
Источник: Ежедневная газета XI Международного авиационно-космического салона «Новости МАКС-2013», №1, 27 августа 2013 г.
Парные (двухканальные) ППМ на FGA-35 (3D) делает НИИПП. Показывали с рук (на стенде не было) последний сломанный экземпляр (один сперли и один сломали во время “прохода” ДАМ со свитой)…