На Форуме “Технологии в машиностроении – 2012″ (ТВМ-2012) впервые показано несколько новых комплексов с БЛА самолетного типа малого радиуса действия. В частности, ОАО “КБ “Луч”, входящее в состав Концерна “Вега”, представило многоцелевой мобильный комплекс с БЛА “Воздухоплаватель”. Комплекс предназначен для мониторинга, разведки и патрулирования с передачей информации на наземный пункт в реальном масштабе времени.
Аппарат, входящий в комплекс, выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с законцовками-килями и толкающим винтом. Двигатель — электрический с питанием от аккумулятора. Судя по рекламной информации, БЛА может быть выполнен в двух вариантах. Один из низ имеет массу 3,8 (представленный на выставке), второй — 5,1 кг. Их продолжительность полета составляет, соответственно 2 и 3 часа. Остальные характеристики одинаковые. Радиус действия — более 30 км. Диапазон высот полета — 50…3000 м. Диапазон скоростей полета — 50…120 км/ч. Максимальная высота старта — не менее 2500 м. Взлет БЛА обеспечивается с катапульты или с резинового шнура, а посадка — на парашюте. Представленный на выставке макет имел размах крыла 2,1 м, длину — 0,65 м и высоту — 0,25 м.
В качестве полезной нагрузки БЛА устанавливаются курсовая ТВ-камера и подфюзеляжная стабилизированная ТВ-камера (или цифровой фотоаппарат). Возможна одновременная передача видовой информации с курсовой и стабилизированной камер.
По требованию заказчика (ФКУ НПО “СТиС” МВД России), комплекс с БЛА «Воздухоплаватель» должен быть оборудован системой управления с функцией предупреждения столкновения с объектами по курсу движения (ОКР «Воздухоплаватель-11») для обеспечения полета в условиях сложного рельефа местности и высотных сооружений. Для этого реализована функция предупреждения оператора НПУ о возможном столкновении с препятствием и обеспечена высокая маневренность БЛА при выполнении виражей с креном до 90 градусов, а также автоматический облёт препятствия без участия оператора. Судя по документации, конкурс проводился более года назад и заявки на участие кроме рыбинского «Луча», получившего госконтракт, подавали еще три компании: ЗАО НТЦ «Аэромеханика» (г. Новосибирск), ФГУП «МКБ «Электрон» (г. Москва) и ЗАО «ЭНИКС» (г. Казань).
Комплекс «Воздухоплаватель» состоит из одного или более БЛА, наземного пункта управления и пусковой установки. Передача информации осуществляется по цифровой радиолинии. Пусковая установка универсальная и обеспечивает пуск БЛА различных массой от 2 до 25 кг.
Транспортировка комплекса обеспечивается в двух-трех контейнерах размером 790x520x315 мм (в зависимости от вариантов поставки), размещаемых в автомобиле УAЗ-31519 «Hunter». Кроме того, ОАО «Концерн «Вега» (филиал в СПб) предлагает мобильные информационно-управляющие платформы для военных и гражданских целей на базе различных автомобилей, в том числе «Тигр», «Волк», «Медведь», «Урал», «Газель» (платформа «Вега-01»). В составе этих платформ могут применяться беспилотники «Воздухоплаватель», ZALA-421-04М «Ласточка» и ZALA-421-08 «Стрекоза». Платформы представляются как комплексные решения при проведении таких мероприятий, как воздушная разведка местности и целей, корректировка и контроль результатов огневых ударов, охрана мест дислокации войск и обеспечение их безопасности на марше, воздушная поддержка оперативных мероприятий по поддержанию правопорядка и противодействию терроризму, воздушный мониторинг государственной границы, воздушная поддержка аварийно-поисковых и восстановительных мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т.д.