Мы уже писали на страницах журнала «Взлёт» (№4/2009, апрель, стр. 48) в материале к 80-летию Московского авиационного института (национального исследовательского университета, МАИ) о формировании и развертывании деятельности на базе ряда кафедр этого ведущего ВУЗа страны современных лабораторий, оснащенных уникальным высокотехнологичным оборудованием и выполняющих прикладные работы в авиационной области в тесной связке с ведущими предприятиями авиапрома России. Эти научно-производственные лаборатории получили название «Ресурсные Центры МАИ» (РЦ). Их формирование начато в 2008 году. Директором РЦ МАИ назначен Вадим Терентьев.
15-го февраля 2012 года состоялся пресс-тур, посвященный реализации программы развития МАИ, как национального исследовательского университета. В ходе мероприятия прошли встречи с руководством университета, посещение лабораторий ресурсных центров и лаборатории пилотажных стендов. Как и в 2009 году, пока развиваются только два основных ресурсных центров: при 1-м факультете «Авиационная техника» («Производство летательных аппаратов») и при 2-м факультете «Двигатели летательных аппаратов». Были продемонстрированы успехи, достигнутые с момента образования центров, и новые направления работ в области самолетостроения и двигателестроения.
В частности, в 2011 году привлеченный объем финансирования к совместным с промышленностью НИР и ОКР в ресурсных центрах составил почти 1 млрд. руб. (960 млн. руб.). Среди значимых направлений развития центров представителями ВУЗа были отмечены две следующие работы: разработка пилотажных стендов и бортовая РЛС. Обе работы идут в рамках НИОКР, прошедших конкурсный отбор по Постановлению Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».
Пилотажный стенд снабжен стереоскопической системой визуализации окружающей обстановки для моделирования различных задач пилотирования. В этом направлении работы ведутся совместно с ОАО «РСК «МиГ», а также с ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева». Разрабатывается новое программное обеспечение для стенда (имитация пилотирования различных самолетов и режимов, в том числе дозаправка в воздухе от Ил-78). Сообщается, что есть интерес со стороны Индии к маёвскому пилотажному стенду с режимами самолета МиГ-29К/КУБ, как опцион к поставляемым самолетам,
Что касается малогабаритной бортовой радиолокационной станции, получившей название «Когитор» (МФ2), то данный проект реализуются совместно с компанией ОАО «Фазотрон-НИИР». Как сообщили представители МАИ, участие в разработке РЛС на «новых принципах работы» идет успешно, и в этом году планируется выйти на этап летных испытаний. В этом направлении уже есть предварительные договоренности с ОАО «Камов» и ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» на установку РЛС на их летательные аппараты.
Кроме того, отмечены и другие значительные для МАИ совместные с авиапромом работы. Это планы по участию вместе с ЗАО «Транзас» в создании перспективных беспилотных летательных аппаратов. Данное направление весьма актуально в настоящее время, и здесь сотрудничество питерской компании и московского ВУЗа взаимовыгодно. Совместно с Исследовательским центром им. М.В. Келдыша и РКК «Энергия» имени С.П. Королёва ведется ряд важных работ по электрическим ракетным двигателям, выполняется сборка образцов таких двигателей, которые используются на космических аппаратах.
Кроме того ведутся совместные работы с ЦАГИ, ЦИАМ и различными предприятиями ОАК.
В рамках развития РЦ идет создание учебно-научной лаборатории «Высокочастотная техника и радиоизмерения», которая позволит существенно повысить качество подготовки специалистов по разработке и анализу бортового радиоэлектронного оборудования, расширить круг проводимых НИОКР по созданию и модернизации бортовых систем радиолокации и радиоуправления для самолетов 5-го поколения.
В сопровождении гостей на пресс-туре принимали участие: Мищенко Виктор Юрьевич (ресурсный центр в области авиастроения, заместитель директора ресурсного центра), Агульник Алексей Борисович (ресурсный центр факультета авиационных двигателей, декан факультета «Авиационные двигатели»), Терентьев Вадим Васильевич (директор ресурсного центра 2 факультета), Ефремов Александр Викторович (декан факультета «Авиационная техника», пилотажные стенды).
Про РЛС «Когитор» (МФ2) смотреть тут — http://www.mai.ru/events/news/detail.php?ELEMENT_ID=28400