Иномарки среди БЛА вертолетного типа.
В конце мая 2011 года на выставке «Комплексная безопасность-2011» стало известно, что ОАО “Горизонт” в Ростове–на–Дону ведет организацию сборки БЛА вертолетного типа Camcopter S-100 разработки австрийской компании Schiebel. Позже, в октябре, сообщалось о том, что предприятие уже готово к выпуску этих БЛА, получивших наименование «Горизонт Эйр S-100» и будет это делать только по конкретным заказам. При этом реально начать выпуск БЛА предприятие сможет только в течение 2012 года.
К сожалению, ничего российского в «отечественной версии» S-100 нет, кроме дополнительного совмещенного приемника GPS/ГЛОНАСС на борту и обещаний интегрировать в автоматизированную систему АСТК «Рубеж» ПС ФСБ России. В Ростове планируется только окончательная (отверточная) сборка из привозимых австрийских узлов и установка конкретного набора заказанной полезной нагрузки. По заявлениям представителей ОАО «Горизонт», сделанным на выставке «Комплексная безопасность-2011», БЛА предназначен для широкого спектра задач, в том числе может базироваться на кораблях. Первый полет с передачей информации на внешний источник в режиме реального времени на территории России беспилотник «Горизонт Эйр S-100» совершил 25 августа 2011. В октябре этого года «Интерфакс-АВН» распространил информацию о том, уже завершен первый и начинается второй этап испытаний БЛА «Горизонт Эйр S-100», создаваемого в интересах Пограничной службы ФСБ РФ для применения на море. Количество заказанных комплектов БЛА (комплексов) естественно не сообщается.
Как известно, аппарат Schiebel Camcopter S-100 впервые поднявшийся в воздух в июле 2004 года, предназначен для решения разведывательных задач, а так же ведения ударных операций. Для этого БЛА планируется оснащать малогабаритными ракетами Lightweight Multirole Missile (LMM). Максимальная грузоподъёмность аппарата 50 кг при взлетной массе до 200 кг.
По мнению скептиков, применение в России этого БЛА будет связано с определенными трудностями (климатическими и эксплуатационными). В частности, придется закупать только специальные масла и топливо, применяемые на этом БЛА. Кроме того, «российская» цена, мягко говоря, не низкая – порядка 2–2,5 млн. евро. Известно, что Schiebel предлагает этот аппарат собственной сборки другим заказчикам по цене от 1,5 до 2 млн. евро (см. тут).
Никакого подобного БЛА ВТ в России, к сожалению, еще не создано. В частности, ОАО «Вертолеты России» только планируют начать разработку аналога, известного под наименованием Ка–135. Он уже несколько лет находится на этапе предпроектных исследований. Согласно информации разработчика, вертолет малой дальности Ка–135 может иметь полетную массу около 300 кг и нести полезную нагрузку до 80 кг. Однако, такие проблемы, как отсутствие отечественного двигателя и недостаточно приемлемые характеристики полезной нагрузки, вряд ли позволят реализовать данный проект в ближнесрочной перспективе.
К беспилотнику Camcopter S-100 и возможности его перепродавать на российском рынке проявляли интерес и другие отечественные дилеры. По некоторым данным, среди них была питерская компания «Радар ммс», планировавшая предоставлять свои посреднические услуги при продвижении австрийского БЛА в интересах Пограничной службы ФСБ РФ. Но, как теперь стало ясно, ее обошел «Горизонт».
Московская компания «ТЕХНОКОМ ГРУПП», занятая в основном поставками систем коммуникации и связи, также предлагает беспилотный вертолет, получивший наименование SkyPatrol-200. По версии компании это «тяжелый БЛА дальнего радиуса действия», большая масса полезной нагрузки и габариты которого позволяют нести широкий спектр навесного оборудования, средств связи, специального оборудования, а также вооружений. Он имеет идентичные австрийскому образцу летно–технические характеристики и возможности применения. На сайте компании Вы не найдете ни слова о том, что SkyPatrol-200 – есть в чистом виде Camcopter S-100. Аналогично дело обстоит и с другим «оригиналом» от «ТЕХНОКОМ» – 150–килограммовым SkyPatrol-180. Он, в свою очередь, является шведским беспилотным вертолетом SKELDAR V-150 (прототип БЛА V–200) (см. тут и тут). А еще один 15–килограммовый SkyPatrol-5 – это Scorpio 30 концерна EADS. Не известно, есть ли у «ТЕХНОКОМ» какие–то договоренности с фирмами Schiebel, SAAB и, тем более, с EADS или же это лишь фантазии. На сайте компании можно прочесть следующее: «сейчас МВД России на базе Центра авиации создало отдел по эксплуатации БЛА. SkyPatrol используются МВД и МЧС России для проведения патрулирования территорий, видео и фото съемки в местах масштабных катастроф и наблюдения за оперативной обстановкой и при проведении спецопераций в условиях городской застройки». По мнению экспертов, компания действительно поставляла комплекс на базе франко-голандского вертолета в МЧС, но опыт его эксплуатации был не вполне удачным.
Впервые в ходе МАКС–2011 был продемонстрирован натурный образец беспилотного вертолета Lui («Луи», он же HEROS) с взлетной массой до 500 кг. Согласно распространенной информации, комплекс с этим беспилотником разработан в инициативном порядке совместным предприятием AeroLui JV S.R.O, образованным на паритетных началах чешской фирмой UpSolution S.R.O и отечественной компанией ОАО “КБ Маслова-ЦЕНТР” (RUMAS). Так как СП было образовано только летом 2011 года, а UpSolution демонстрировала вертолет на выставках и ранее, то роль “КБ Маслова” как разработчика тут незначительна (вообще эта компания часто выступает просто как интегратор-организатор). Известно, что предполагалось создать предельно дешевый беспилотный комплекс с применением только гражданских комплектующих, предназначенный для ведения аэрофотосъемки днем и ночью в автоматическом режиме. Комплекс состоит из беспилотного вертолета, наземной станции управления и транспортного трейлера. На данный момент построено два экземпляра, один из них летный. В нагромождении “ответственных юрлиц” по данной теме есть еще одно. Дистрибьютором компании UpSolution в России является ООО «ВАИС ТЕХНИКА» (Wise Technique).
“КБ Маслова” устранилось от проекта “Луи”.
Маслов пишет: “Как раз на стадии доводки летного экземпляра (“Луи”) решил прекратить отношения с Любором – бесперспективная конструкция, легче было построить RUMAS10, чем так мучиться …. на том и порешили … Но с чехами я работаю. RUMAS GROUP – это и есть российско-чешский симбиоз и я этим симбиозом доволен !!!”
На сайте “Вайстехник” есть картинка-рентген вертолета “Луи” – http://wisetech.pro/images/stories/complex/image001.png
Жаль, что данная статья не подписала, и автор не всегда утруждает себя обоснованием собственных “выводов”. Отсутствие подписи не снимает с него ответственности. Материалы на сайте интересны, но, увы, не во всем объективны, а порой совсем необъективны.
Наверно, злые языки утвердили автора в таком видении реальности… В чем необъективность? Немецкие комплекты и ПО? Давайте с вашей помощью напишем правду! Всегда готовы исправиться. Шлите объективные материалы!
Да, и как дела с Draganflyer? )))
По просьбе трудящихся удален текст про мультикоптеры…
А SkyPatrol 150 – это кто в девичестве?
мне не известно…
Я тут упорно поискал и есть подозрение, что это
Steadicopter Black Eagle 50
http://www.steadicopter.com/Page.aspx?ID=128286576
но могу ошибаться….
А что был за текст про мультикоптеры, можно ознакомиться?
Не стоит ворошить прошлое… Один уважаемый человек, к которому есть доверие, сказал, что практически всё, что у нас делалось на заре мультикоптеростроения, т.е. лет пять назад – делалось на основе немецких “китов” (моторчиков, управляющих плат, микрокода и общей схемотехники)… А товарищи из соответствующих фирм недовольны и против такого умозаключения…
Да. Судя по фото, SkyPatrol 150 один в один Steadicopter Black Eagle 50….
а, про мультикоптеры…. так именно это и не секрет 🙂 До выхода мозгов от DJI-Innovation мозги (точнее клоны) мозгов MikroKopter.de были лучшими…
Да… )))
Но НЕЛК, ZALA Aero и умельцы из МАИ и др. – в один голос говорят, что у них все разработки оригинальные, свои собственные! Ну, кроме движков…