Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
история > Беспилотный перехватчик Р-500 ::

История издания беспилотного высотного перехватчика Р-500

В 1958 году в рамках всеобщей "ракетизации" страны ряду ведущих самолетостроительных ОКБ было предложено заняться созданием несвойственной ранее их специализации ракетной техникой. Так в ОКБ-115 (гл.к. А.С.Яковлев) началось создание для комплекса перехвата не только перехватчика (Як-35МВ), но и ракеты класса "воздух-воздух" К-35 для его вооружения. Аналогично в ОКБ-51 (гл.к. П.О.Сухой) и ОКБ-155 (гл.к. А.И.Микоян) для своих перехватчиков Т-37 и Е-150 проектировались ракеты класса "воздух-воздух" К-9-51 и К-9-155, соответственно. Были и другие проекты.

Одной из таких работ, заданной Постановлением ЦК и СМ #608-293 от 4.6.58г. и приказом ГКАТ #211 от 17.6.58г., было создание экспериментального беспилотного перехватчика класса "земля-воздух", получившего наименование Р-500 (КР-500).

Надо отметить, что среди причин, послуживших толчком к началу работ по этой теме, стало появление информации о создании в США аналогичной ракетной системы. Первый образец ракеты, получивший обозначение "Бомарк" (IM-99А. CIM-10A, был выпущен фирмой Боинг в конце 1957 г.

Система обеспечивала оборону района площадью 32000 кв. км. Запуск осуществлялся вертикально при помощи стартового двигателя, расположенного в хвостовой части корпуса. Во время набора высоты включались два маршевых ПВРД Марквардт RJ43 и ракета набирала высоту крейсерского полета. Наведение на среднем участке полета осуществлялся по командам системы "Сейдж", а на конечном участке - бортовой активной радиолокационной системой наведения, разработки фирмы Вестингауз. Поражение цели достигалось подрывом обычный или ядерный боевой заряд.

Вариант IM-99А запускался с помощью неотделяющегося стартового ЖРД LR-59 фирмы Аэроджет, работающего на керосине и красной дымящей азотной кислоте. Маршевые ПВРД RJ43-МА-3 работали на бензине. После испытаний система "Бомарк А" в 1960 г. поступила на вооружение, было развернуто пять баз: в Мак Гир (шт. Нью-Джерси), Саффолк (шт. Нью-Йорк), Отце (шт. Массачусетс), Доу (шт. Майи) и Лэнгли (шт. Виргиния). На каждой базе было размещено в постоянной боевой готовности 28 или 56 ракет. Каждая ракета находилась в укрытии с раздвигающимися створками крыши.

В начале 60-х годов были начаты поставки ракет "Бомарк" IM-99B (CIM-10B) со значительно улучшенными характеристиками. В частности установили доработанные ПВРД RJ43-МА-7. Центральное тело воздухозаборника ПВРД было рассчитано на большее число М. Новые ПВРД имели большую мощность и работали на топливе JP-4 с добавкой антикоррозийного ингибитора. Другим изменением было применение сбрасываемого стартового РДТТ XM-51 фирмы Тиокол, что позволило разместить в освободившейся части корпуса снаряда дополнительное топливо для ПВРД. Несколько изменена конструкция стабилизатора, в которой применялось больше магниевых сплавов, и вес уменьшен на 29%. Кроме того, на снаряде "Бомарк В" электрические батареи затененили турбогенератором (ТГА), работающим на однокомпонентном топливе.

Летные испытания "Бомарк В" начались в середине 1959 г. Программа испытаний была закончена 7 сентября 1960 г. после запуска 35 ракет. В числе мишеней, против которых запускались ракеты при испытаниях, были QF-80, QB-47 и KD2U "Регул" 2, обладающие скоростью 1480 км/час. В марте 1960 г. "Бомарк В" прошел в непосредственной близости от мишени "Регул" 2, летевшей на высоте 16,8 км, а затем был наведен на имитировавшуюся цель, находившуюся на расстоянии 717 км от места запуска на высоте 30,5 км. Вторая фаза испытаний "Бомарк В" проводилась с января 1961 г.

Кроме ВВС США систему "Бомарк В" получила Канада (две базы в Нарт Бэй (Онтарио) и в Ла Маказа (Квебек)).

Отечественным конструкторам нужно было создать аналогичную систему перехвата. Согласно ТЗ перехватчик Р-500 предназначался для поражения высотных скоростных целей (самолеты, крылатые ракеты) на встречных и встречно-пересекающихся курсах. Задавались следующие характеристика: дальность перехвата 800-1000 км., высоты перехвата 25-30 км. при маршевой скорости 4700 км/ч (М=4,3). Такие, что называется, "чумовые" характеристики предстояло воплотить в жизнь Конструкторскому Бюро гл.к. А.И.Микояна (ОКБ-155) совместно со смежниками.

Эскизное проектирование Р-500 проводилось в период с 1958 по 1960 годы. Комплекс С-500 с перехватчиками должен был решать задачи обороны крупного района (территории). В состав комплекса входили РЛС наведения (несколько), управляющая машина наведения, несколько пусковых установок с перехватчиками. Запуск мог производиться вертикально или наклонно как со стационарных пусковых установок с автоматическими системами заряжания, так и с самоходных пусковых установок, имеющих по одному перехватчику каждая.

Аэродинамическая схема перехватчика Р-500 была выбрана самолетная: моноплан нормальной схемы с верхнерасположенным крылом. Крыло тонкое треугольной формы в плане со срезанными концами без элеронов. Стабилизатор цельноповоротный с дифференциальным (для управления по каналу крена) и одновременным (для управления по каналу тангажа) отклонением. Киль также цельноповоротный малого удлинения. При дальнейшей модификации Р-500 планировалось применить газодинамическое управление для эффективного перехвата целей, летящих на очень больших высотах (более 35 км).

Фюзеляж в средней части цилиндрический. Двигательная установка наружного типа. Состоит из двух стартовых ПРД (в любом варианте базирования), предназначенных для пуска и разгона перехватчика до скорости и высоты полета (М=2,0; Н=4км.), необходимой для запуска основного маршевого двигателя. СПРД расположены по бокам фюзеляжа вблизи центра тяжести. Дальнейший доразгон с набором высоты и основной этап полета должны были производиться на сверхзвуковом прямоточном воздушно-реактивном двигателе (СПВРД), подвешенном на небольшом пилоне под фюзеляжем в хвостовой части планера. Разработка такого двигателя, получившего наименование РД-085, была поручена ОКБ-670 гл.к. М.М.Бондарюка. Его предэскизный проект выпустили в ноябре 1960г. В центральном теле СПВРД (диффузорная часть) размещались система подачи топлива (турбонасосный агрегат, регулятор) и форсажный ПРД (ФПД), включаемый на короткое время в конце атаки при необходимости подъема перехватчика на крутом кабрировании до высоты порядка 35 км. Прорабатывались и другие варианты маршевой двигательной установки: ЖРД, ПРД или комбинированный, так как СПВРД хотя и наилучшим образом обеспечивал необходимые параметры полета, но без специальных мер не позволял заходить на большие углы атаки и скольжения (высок риск срыва горения в камере сгорания).

Оборудование Р-500 включало: автопилот, источник электропитания (турбогенераторный агрегат - ТГА), головка самонаведения, станция наведения и линия передачи команд с земли (в хвостовой части фюзеляжа), неконтактный взрыватель, система опознавания.

Выведение перехватчика в зону захвата цели должно обеспечиваться наземной станцией наведения или при помощи навигационной системы. Предусматривалось использование единых систем типа "Воздух-1" и "Луч". Процесс полета состоял из следующих этапов: вывод перехватчика на высоту порядка 15-18 км. и движение при постоянной скорости М=3,5, далее осуществлялся захват цели радиолокационной головкой самонаведения перехватчика, подъем на высоту около 25 км и разгон до М=4,3, короткий бросок на большие высоты. Атака могла проводиться как в горизонтальном полете, так с пикирования или кабрирования в зависимости от взаиморасположения цели и перехватчика. Весь полет должен был длиться порядка 20 кинут.

Предварительные исследования и начавшиеся конструкторские проработки показали возможность создания перехватчика со столь высокими характеристиками, но к началу 1961 года работы были неожиданно прекращены. Решать задачи территориальной противовоздушной обороны был призван новый пилотируемый авиационно-ракетный комплекс С-155 с высотным скоростным перехватчиком Е-155П (МиГ-25), создание которого уже шло в ОКБ А.И.Микояна.

ТТХ Р-500 IM-99A IM-99B

Стартовый двигатель ................... ПРД ЖРД ПРД

Маршевый двигатель .................... СПВРД СПВРД СПВРД

Длина полная, мм ...................... 11772.9 1448(1425) 1372(1490)

Высота полная, мм ..................... 2727.6 - -

Размах крыла, мм ...................... 6606.8 5540 5540

Размах горизонтального оперения, мм ... 3919.0 3200 3200

Диаметр фюзеляжа, мм .................. 947.2 880 880

Длина СПВРД, мм ....................... 4300 - -

Диаметр камеры сгорания СПВРД, мм ..... 850 - -

Дальность перехвата, км ............... 800-1000 400-500 700-815

Высоты перехвата, км .................. 25-35 18 30

Маршевая скорость, км/ч ............... 4700 (М=4,3) 2 2 (макс. М=3.5) макс. М=3.95)

Топливо СПВРД ......................... керосин Т-5 бензин топливо JP-4

Масса взлетная, кг .................... - 6800 7260

Масса СПВРД с ТНА и ФПД, кг ........... 740 - -

Время полета, мин ..................... до 15 - -

Тяга стартового двигателя, кг ......... 15880 22000

Тяга маршевого двигателя, кг .......... 10430 10600

Тип БЧ ................................ обычный или ядерный боевой заряд

Управление (конечный участок) ......... командное командное командное или от ИНС (РЛ (РЛ (РЛ самонаведение) самонаведение) самонаведение)

 

Ерохин Е.И. / Опубликовано в Крыльях Родины и Эр Флит.

   
 
вернуться

.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2006