Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
www.missiles.ru
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
Фото > Фотообзор ::

 

ОАО "Пермский моторный завод". Музей истории Пермского моторостроения.

 

           
Моторы АШ-62Р, АШ-73ТК, М-25, АШ-82 и М-11 (слева на право).

  
Линейка поршневых моторов.

           
ВК-1, АИ-20К, Д-25В, Д-20Р и Д-30 (слева на право).

     
МД-120, ТВ2-117А и редуктор ВР-8А (слева на право).
 
 

Историческая справка о заводе.

Пермский моторостроительный завод построен в 1931-36 гг. по проекту Гипроцветмета как самое крупное в стране производство авиамоторов. С 1934 г. по мере ввода в эксплуатацию цехов, предприятие начало осваивать приобретенный у фирмы «Кертис-Райт» (США) мотор воздушного охлаждения «Циклон» (М-25).

Благодаря тесному сотрудничеству с фирмой и энергичной работе собственного КБ (главный конструктор Швецов) с июня 1934 г. началось освоение производства мотора М-25, а уже с января 1935 г. завод начал выпускать моторы серийно и первое государственное задание выполнил досрочно. Высокое качество мотора в 1936 г. было отмечено первой государственной наградой – орденом Ленина.

С первых лет своей работы Пермский моторостроительный завод отличала высокая культура производства и организация труда. Быстрое освоение технологии позволило вскоре перейти к серийному выпуску моторов разработки КБ Швецова: М-62, М-63, М-62ИР для истребителей И-16, И-153. Из года в год коллектив завода, наращивая объемы производства, стремился вывести его на проектную мощность – 6 000 моторов в год.

Начавшаяся в 1941 г. Великая отечественная война способствовала дальнейшему расширению предприятия. В первые месяцы войны завод принял на свою территорию 6 эвакуированных предприятий (ставших его цехами). Наращивая с 1942 г. выпуск двухрядной «звезды» М-82, обеспечил фронтовые истребители Ла-5, Ла-7 и бомбардировщики Ту-2 более 30 000 моторов. 19 раз становясь победителем Всесоюзного соревнования, коллектив моторостроителей отмечался Знаменем ГКО, оставленным в 1945 г. предприятию на вечное хранение. Вклад моторостроителей в победу отмечен орденом Красного Знамени и многочисленными благодарными отзывами летчиков, оценивших надежность его продукции.

В послевоенный период наряду с освоением новых поршневых моторов АШ-73ТК, АШ-82Т, АШ-82В для самолетов Ту-4, Ил-12, Ил-14, редукторов для вертолетов Ми-4, Ми-1, завод выпускает большую номенклатуру товаров народного потребления: обувь, мебель, велосипеды, посуду.

С 1953 г. коллектив приступает к освоению нового вида авиадвигателей – реактивных для военной и пассажирской авиации. Освоение такой сложной техники потребовало коренной реконструкции, расширения производственных площадей, внедрения новых технологий. За короткий срок предприятие не только было модернизировано, но и подготовило специалистов-производственников высокой квалификации. Это способствовало освоению нового отечественного 2-х контурного турбореактивного двигателя Д-20П, созданного в МКБ под руководством П.А. Соловьева для Ту-124.

Начиная с 1958 г. предприятие выпускает еще один новый вид техники – жидкостные ракетные двигатели РД-214. С вводом в строй комплекса огневых испытаний ЖРД в 1961 г. завод значительно увеличил выпуск этой продукции для целей обороны страны и изучения околоземного космического пространства. С 1964 г. освоен ЖРД для 1 ступени РН «Протон» РД-253.
Бурный рост завода в 60-е гг., разнообразие его продукции поставили перед руководством задачу повышения его управляемости.  В 1963 г. на базе цехов, занятых изготовлением различных видов продукции создаются производства, внедряется автоматизированная система управления производством.

Постоянное внедрение новой техники, технологии, повышение надежности и ресурса двигателей серии Д-30 выдвинули Пермский моторостроительный завод в число ведущих предприятий страны. В 1970 г. и 1984 г. работа пермских моторостроителей была отмечена орденами Ленина и Октябрьской Революции.

В 1982 г. началось освоение двигателя четвертого поколения для магистральных самолетов Ту-204 и Ил-96-300. В 1992 г. ПС-90А получил международный сертификат типа. Несмотря на тяжелое финансовое положение, отсутствие государственной политики поддержки авиапромышленности моторостроители смогли сохранить уникальное производство и специалистов, довести двигатель до необходимых мировых стандартов экономичности и надежности. Сертификация производства (1996 г.), создание на базе авиационного производства ОАО «Пермский моторный завод» - стало основой сохранения серийного производства авиадвигателей в России.

Кризис, в котором оказалась авиационная отрасль в 90-е гг. 20 в., заставил пермских моторостроителей искать новые виды продукции и инвестиции. Так появилось новое и перспективное направление деятельности – производство ГТУ для промышленного применения. Работа по «приземлению» авиадвигателей – созданию установок для перекачки газа и выработки энергии и тепла началась в 1992 г. За прошедшие 15 лет освоены ГТУ мощностью 2,5 и 4,5 и 6 МВт на базе двигателя Д-30; 10, 12, 16 и 25 МВт на базе ПС-90А.

Справка составлена заведующей музея Силиной Т.И.

 

Данные по моторам и двигателям ПМЗ.

Центробежный турбореактивный двигатель ВК-1
Конструктор Климов В.Я.
Тяга: 2750 кг.
Вес: 881 кг.
Выпущено: 998 шт.
Устанавливался на самолеты: МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, Ту-14.
Выпускался серийно: 1953-54 гг.

Поршневой мотор АШ-73ТК
Двухрядная 18-цилиндровая звезда воздушного охлаждения.
Конструктор Швецов А.Д.
Мощность: 2400-2500 л.с.
Вес: 1355 кг.
Выпущено: 6717 шт.
Устанавливался на самолеты: Ту-4, Бе-6.
Выпускался: 1948-52 гг.

Поршневой мотор М-25
Однорядная 9-цилиндровая звезда воздушного охлаждения.
Производился по лицензии фирмы "Кертис Райт" (США).
Мощность: 635 л.с.
Вес: 453 кг.
Выпущено: 5360 шт.
Устанавливался на самолет И-15.
Выпускался серийно: 1934-37 гг.

Модификации: М-25А М-25В М-62
Мощность 715 л.с. 775 л.с. 1000 л.с.
Вес 453 кг. 453 кг. 520 кг.
Выпускался серийно 1938-40 гг. 1938-41 гг. 1938-41 гг.
Устанавливайся на самолет. И-15 И-16 И-153
Выпущено 4202 шт 869 шт. 2401 шт.

Однорядная звезда воздушного охлаждения АШ-62ИР
Конструктор Швецов А.Д.
Мощность: 1000 л.с.
Вес: 567 кг
Выпущено: 9109 шт.
Устанавливался на самолеты Ли-2, Ан-2.
Выпускался серийно: 1938-47 гг.
Выпускался до 1994 г., эксплуатируется до настоящего времени.

Поршневой мотор М-11
Пятицилиндровая звезда воздушного охлаждения.
Первый отечественный серийно освоенный мотор.
Конструктор Швецов А.Д.
Мощность: 100 л.с.
Вес: 160 кг.
Выпущено более 100 000 шт.
Выпускался: 1927-40 гг., модификации до 1953 г., эксплуатировался до 1959 г.
Устанавливался на самолеты: У-2 (По-2 с 1944 г.), УТ-1, УТ-2 (конструкции Поликарпова Н.Н.), Як-6, Як-12, Як-18 (конструкции Яковлева А.С.).

Турбовинтовой двигатель АИ-20К
Конструктор Ивченко А.Г.
Мощность: 4000 л.с.
Вес: 1080 кг.
Выпущено: 1237 шт.
Устанавливался на пассажирские самолеты: Ан-10, Ан-12, Ил-18.
Выпускался серийно: 1963-64 гг.

Турбовальный двигатель Д-25В
Конструктор Соловьев П. А.
Мощность 5500 л.с
Вес 1210 кг.
Выпущено 4522 шт
Устанавливало» на вертолеты Ми-6. Ми-10, Ми-10К
Выпускался серийно 1959-81 гг.

Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-20П
Конструктор Соловьев П. А.
Тяга: 5 400 кг.
Вес: 1 470 кг.
Выпущено: 2 555 шт.
Устанавливался на пассажирский самолет Ту-124.
Выпускался серийно: 1959-76 гг.
Удельный расход топлива: 0,720 кг/пкгс.час.

Маршевый двигатель МД-120 для беспилотного дистанционного летательного аппарата.
Разработан ГП МКБ "Гранит" (Москва) в 1982 г.
Мощность: 120 л.с.
Вес. 35 кг.
Выпущено. 8 шт.
Производился в 1994-95 гг.
Длина: 1 290 см. 

 

Информация: по материалам ПМЗ

Фото: Евгений Ерохин

missiles.ru, апрель 2009 г.


(Powered by muxel)
 
вернуться в ФОТО