Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
история > Самонаводящаяся авиационная бомба СНАБ-3000 (заводское обозначение "Краб") ::

Роль головного ведомства по тематике УАБ в послевоенный период получил Наркомат боеприпасов (НКБ), преобразованный в 1946г. сначала в НКСХМ, а вскоре в МСХМ, а точнее его одно из крупнейших предприятий - КБ-2. Это конструкторское бюро было образовано вскоре после войны на базе завода #67 НКБ как ГЦКБ-2 по снарядам дальнего действия (в т.ч. с ЖРД), ЗУР и УАБ. С 15 декабря 1951г. КБ-2 получило наименование Государственный Союзный НИИ #642 (ГСНИИ-642). С 1950г. предприятие передано во вновь образованное Министерство машиностроения (ММ), вскоре - в Министерство оборонной промышленности (МОП), а с 1955г. - в специализированное на боеприпасах Министерство общего машиностроения (МОМ), в 1956г. ГСНИИ-642 и завод #642 переданы из МОМ в Министерство авиационной промышленности (МАП). При этом в ОКБ-2 НИИ-642 были сконцентрированы все работы по УАБ. В 1958г. институт объединен с ОКБ-52 МАП на правах филиала. В середине 60-х гг. вновь стал самостоятельным - ныне это ГНИП ОКБ "Вымпел" (г. Москва ул. Ткацкая, 7).

СНАБ-3000.

Сначала под руководством конструктора Д.В.Свечарника в КБ-2 МСХМ разрабатывалась самонаводящаяся авиационная бомба СНАБ-3000 (заводское обозначение объ. "Краб") калибра 3 тонны. Бомба предназначалась для поражения крупных площадных целей типа ТЭЦ и заводов, а также кораблей. В качестве носителя предполагалось использовать самолеты Ту-4 и Ту-16. Работы проводились в соответствии с постановлением СМ СССР #1175-440сс от 14.4.48г., дополнительно по постановлениям #4812-2093сс от 4.12.50г. и #2856-1213сс от 27.11.53г., а также ТТТ ВВС #0021-48.

Работы по проектированию подвесного устройства для УАБ "Краб" на Ту-4 проводились под руководством И.Ф.Назваля на заводе #22 МАП, а разработкой балки-держателя занималось специализированное ОКБ-43 МАП под руководством главного конструктора И.И.Торопова.
В 1953г. были проведены экспериментальные, а за ними в 1954г. - заводские испытания УАБ на носителе Ту-4. После доводок в 1955г. проходили дополнительные заводские летные испытания 4-х опытных образцов СНАБ-3000 уже на носителе Ту-16.

Самонаведение УАБ решалось при помощи установки тепловизионной ГСН конструкции гл.к. С.Н.Николаева (ЦКБ-393 МОП). Сначала готовился опытный вариант ТГС, имевший обозначение "СС-Краб". Головка должна была обеспечивать автоматическое наведение УАБ на цель, вырабатывая для рулевых приводов командные сигналы, пропорциональные углу рассогласования между продольной осью бомбы и направлением на цель. В целом удачные испытания "СС-Краб" проходили еще в конце 1949г. с оборудованного самолета Ли-2. Далее в ЦКБ-393 были подготовлены улучшенные образцы ТГС "01-53" и "01-54", с которыми и проводились испытания УАБ. В состав другого бортового оборудования бомбы входили: автопилот АП-55 (далее АП-55М, разработки ОКБ-122 МАП), взрыватель АВ-515 (ГСКБ-604 МОМ) или АВ-139 (НИИ-22 МОМ), подвесное устройство (изготовлялось силами ОКБ-156 МАП).

Летные комплексные государственные испытания шли в в/ч15650 (г.Владимировка) в период с 7.9.55г. по 14.3.56г. на основании приказа главкома ВВС #00159 от 31.5.55г. Носитель - дооборудованный Ту-16. Для бомбометания применялся штатный оптический прицел ОПБ-11, а также РЛ-прицел "Рубидий ММ-2". Более 4 месяцев из указанного периода испытаний ушло на замену двигателей носителя и отсрочки из-за плохих метеоусловий. Заключение, сделанное заказчиком было однозначным - СНАБ-3000 не удовлетворяет основным требованиям. Главной причиной стало затруднительное использование в реальных условиях ТГС, не обладавшей возможность "следить" за целью (не имела привода координатора), что приводило к срыву захвата цели в следствие слабой чувствительности и влияния помех.

 

Ерохин Е.И.

вернуться