Малогабаритные ТРД АО “УЗГА”

Малогабаритные двигатели МГТД-125 и МГТД-150

АО “УЗГА” кроме ряда проектов в сфере самолетостроения продемонстрировала на форуме “Армия-2021” малоразмерный двигатель МГТД-125, работы по которому ведутся совместно с ВИАМ при поддержке ФПИ.

Согласно информации, распространенной на выставке, малоразмерный газотурбинный двигатель МГТД-125 “изготовлен из отечественных материалов и комплектующих с применением аддитивных технологий.”

Из сопроводительной таблички следует, что тяга двигателя на максимальном взлетном режиме – 1250±20 H, тяга на номинальном режиме – 1200±30 H. Удельный расход топлива на номинальном режиме – не более 1,18 кг/кгс*ч.

На форуме сообщалось, что по двигателю МГТД-125 уже проведен комплекс стендовых и летных испытаний (в составе ВМ «Дань») по подтверждению характеристик и межремонтного ресурса и проводится подготовка к проведению ОКР и организации серийного производства.

Предусматривается применение двигателя на БЛА, крылатых ракетах, легких ЛА. Начало серийных поставок намечено на 2023 г.

Характеристики ГТД-125:

Тяга на максимальном взлётном режиме, кгс125±3
Тяга на номинальном режиме, кгс120±5
Максимальный диаметр, мм272±0,5
Максимальная длина, мм520±2
Максимальная длина с учетом выхлопного устройства, мм1017±2
Удельный расход топлива на номинальном режиме, кг/кгс*чне более 1,18
Сухая масса, кгне более 22
Мощность стартер-генератора, Вт1000
Высота применения, мдо 9 000
Высота запуска, мдо 4 500
Максимальная скорость, мах0,8
Межремонтный ресурс, ч15

Другим двигателем, работы по которому также активно проводятся, является МГТД-150.

Проведен комплекс испытаний по подтверждению характеристик и межремонтного ресурса. Начало серийных поставок намечено на 2025 г. Объекты применения – БЛА, крылатые ракеты, легкие ЛА.

Характеристики МГТД-150:

Тяга на максимальном взлётном режиме, кгс150±3
Тяга на номинальном режиме, кгс145±5
Максимальный диаметр, мм288±0,5
Максимальная длина, мм496±2
Максимальная длина с учетом выхлопного устройства, мм1022±2
Удельный расход топлива на номинальном режиме, кг/кгс*чне более 1,14
Сухая масса, кгне более 23
Мощность стартер-генератора, Вт1000
Высота применения, мдо 10 000
Высота запуска, мдо 6 500
Максимальная скорость, мах0,8
Межремонтный ресурс, ч15

Работами по МГТД в настоящее время занято обособленное подразделение №2 в г. Казань (АО «УЗГА» ОП №2). Известно, что ранее те же проекты вело АО НПО «ОКБ им. М.П. Симонова»…

“Тантал”

Еще до того момента, как тематика МГТД перешла под эгиду “УЗГА”, по линии Фонда перспективных исследований (совместный проект ФПИ и ФГУП «ВИАМ» при участии АО НПО “ОКБ им. М.П. Симонова”) с ноября 2015 г. проводились “работы по созданию технологии изготовления деталей МГТД и прочих газотурбинных установок из современных жаропрочных сплавов с полной реализацией преимуществ аддитивного подхода, что позволит существенно увеличить коэффициент использования материалов, конструктивно усовершенствовать детали двигателей, снизить их массу, и повысить прочностные характеристики”. Определялся срок завершения проекта – июль 2020 г.

В декабре 2019 г. кроме испытаний аддитивных компонентов двигателей ВИАМ – МГТД-10 и МГТД-20 – также “успешно проведены оценочные испытания двигателя МГТД-125 с жаровой трубой и фронтовым устройством, изготовленными по аддитивной технологии”. Ключевые элементы данных двигателей изготовлены методом послойного лазерного сплавления с использованием отечественных металлопорошковых композиций жаропрочного и алюминиевого сплавов. Позже, в июле 2020 г. в Татарстане прошли летные испытания газотурбинного двигателя МГТД-20, изготовленного методом 3D-печати, на легком БЛА А30 разработки АО НПО «ОКБ им. М.П. Симонова». В сентябре того же года в Астраханской области проведены испытания ВМ «Дань» М с газотурбинным двигателем МГТД-125Э с деталями, изготовленными методом 3D-печати. Сообщалось, что двигатель, созданный в рамках проекта «Тантал», имеет массу 22 кг. и развивает тягу в 125 кгс.

12 ноября 2020 г. на территории АО НПО «ОКБ им. М.П. Симонова» завершен комплекс приемо-сдаточных испытаний двигателя МГТД-150Э №001. Максимальная тяга составила 151,6 кгс, что на 20% выше, чем у двигателя-прототипа, при этом удельный расход топлива и температура газов за турбиной снижены на 10%, масса двигателя не изменилась. Двигатель МГТД-150Э может исnользоваться в качестве силовой установки ряда персnективных ЛА, а также стать основой для создания линейки двигателей различного класса: турбовальных, ВСУ, двухконтурных ТРД и энергетических установок. Разработанный в рамках проекта двигатель МГТД-150 планируется также использовать в качестве двигателя возвратного полета для многоразовой ракетно-космической системы «Крыло-СВ».

По состоянию на середину 2020 г. начало серийного производства указанных силовых установок было “запланировано на 2021-2022 гг. с учетом завершения стадии опытно-конструкторских работ в интересах государственного оборонного заказа”.

На выставке “Армия-2020” компания УЗГА представляла другой проект малогабаритного ТРД (в том же классе, что и МГТД-125) – ЕМ-401 с тягой порядка 120 кгс (диаметр – 250 мм, длина – 500 мм). Видимо, данный двигатель входил в круг интересов УЗГА еще до получения в свое распоряжение тематики малогабаритных двигателей от ОКБ им. М.П. Симонова…

Оставьте комментарий

%d такие блоггеры, как: